Судьбой дарованное знание привело будущую профессиональную лётчицу сначала в спортивную авиацию, затем – в гражданскую. Воздушный океан стал для неё родной стихией на двадцать с лишним лет.
В Магнитогорском аэроклубе Валентина Маякова (Кукуруза) первой среди женщин завоевала звание мастера спорта по высшему пилотажу. Когда на авиационных праздниках пилотируемый ею одноместный Як-18П появлялся в небе, восхищению зрителей не было предела. Пилотажные фигуры следовали одна за другой, складываясь в красивый, захватывающий воображение комплекс. Крылатая машина беспрекословно подчинялась женским рукам, и это обстоятельство придавало полёту особый шарм.
Скоро только сказка сказывается
Но прежде чем пересесть на перспективный пилотажный самолёт, нужно было пройти путь длиной девять лет. Валентина начинала с безмоторных летательных аппаратов. Сначала это был КАИ-12 «Приморец», потом – Л-13 «Бланик». Планеры затаскивали на высоту самолёт-буксировщик, после чего начиналось свободное парение. Чем искусней был пилот, тем дольше ему удавалось находиться в воздухе. Находя восходящие воздушные потоки, он мог перемещаться на большие расстояния и даже выполнять пилотажные фигуры.
Но как ни был красив планерный спорт, самолёт привлекал спортсменку больше. И вот уже под руководством инструктора-лётчика Талгата Гайнутдинова она осваивает спортивный Як-18 и его модификации: двухместные Як-18У, Як-18А, одноместный Як-18П – легендарную советскую машину, успешно зарекомендовавшую себя на мировых чемпионатах.
В 1968 году, одновременно с началом полётов на этом самолёте, Валентина поступает на заочное отделение в Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ по специальности «инструктор-лётчик» и оканчивает курсы диспетчеров службы движения при Ульяновской ШВЛП (школе высшей лётной подготовки). До зачисления в лётный отряд на должность второго пилота Ан-2 с переучиванием на данный тип в Новосибирском учебно-тренировочном отряде (УТО) она четыре года работает авиадиспетчером (АДП, МДП, СТАРТ) в Магнитогорском объединённом авиаотряде и продолжает заниматься в аэроклубе, где уже летает на чехословацком самолёте Z-326 «Тренер».
И вот наступает долгожданный момент. Отработав три года сначала вторым пилотом, а потом командиром экипажа на Ан-2, Валентина Маякова после окончания Кировоградской ШВЛП по курсу «пилот–командир корабля» получает возможность летать на пассажирском лайнере. О том, что запомнилось ей на всю жизнь, она рассказывала сама.
Первый полёт мог стать последним
– В январе 1976 года мне исполнилось 36 лет, и на следующий день я первый раз вылетела на самолёте Ан-24РВ по маршруту Магнитогорск–Куйбышев–Воронеж–Харьков–Киев в качестве второго пилота.
Мы стартовали в полдень, точно по расписанию. Взлёт, разворот, вход в коридор в наборе высоты. Включён автопилот. Экипаж, в составе которого командир, второй пилот, борт-механик и штурман, контролирует полёт по приборам и визуально.
Юрий Дмитриевич Анисимов проверяет второго пилота, то есть меня, на допуск к полётам на самолёте Ан-24РВ в рейсовых условиях.
Видимость хорошая. Проходим высоту три тысячи метров и вдруг слышим крик диспетчера: «…197-й, прекратите набор!» Все воздушные суда, следующие с нами в одном направлении, слышат эту команду, но сложно понять, кому она адресована, так как первые две цифры неизвестны. По правилам, диспетчер должен называть пять цифр, то есть полный номер самолёта, но он этого не делает.
Едва моя правая рука большим пальцем отключает автопилот и жёстко отдаёт штурвал от себя (за что командир корабля успевает треснуть меня по затылку), как на нас чуть не садится махина Ту-104. Он проходит точно над нами, я вижу все заклёпки на фюзеляже, и наш самолёт, отброшенный потоком воздуха, проседает на несколько десятков метров.
Пока все приходят в себя и осмысливают, что произошло, в эфире стоит гробовая тишина. Молчит земля, молчат экипажи. Это продолжается секунды, но нам они кажутся вечностью. Потом мы слышим голос, но уже другой…
А произошло следующее. Диспетчер даёт Ан-24РВ под номером 47197 (нашему) курс коридора с выходом на высоту 3600 метров и видит на экране локатора светящуюся точку с номером самолёта. Борт Ту-104 вылетает за нами по тому же самому коридору. А так как скорость набора у него значительно превышает нашу, то он догоняет Ан-24РВ на нашей высоте. Метки на экране локатора сходятся и превращаются в одну точку, что чревато столкновением двух самолётов с полной загрузкой. Что случилось с диспетчером в тот момент – трудно представить. Продолжать работу после такого он уже не мог. Когда точки на экране разошлись, эфир стал оживать.
Мечты сбываются
Когда академик Мстислав Келдыш спросил Валентину Пономарёву – единственную, кстати, лётчицу из окончательной пятёрки претенденток на космический полёт (остальные были парашютистками), чем её так привлекает самолётный спорт, та ответила: «Не знаю». – «Правильно, – тут же согласился Мстислав Всеволодович, занимавшийся программами пилотируемых космических полётов, – этого не может знать никто».
Возразить тут нечего. Почему одни не могут жить без горных восхождений, другие – без погружения в морские пучины, третьи – без полётов и так далее? Можно, конечно, поразмышлять на эту тему и придумать много красивых слов, но реального объяснения найти всё равно не удастся. Тянет, манит – и ничего с этим не поделаешь! Правда, есть и такие, кого ничего не влечёт, кроме корыстных побуждений или чего похуже, но мы сейчас не о них.
Валентина Маякова (тогда ещё школьница Валя Кукуруза) уже после шестого класса знала, что хочет летать. Как-то вечером, когда мальчик, окончивший восьмой класс, спросил, куда девочка-соседка хочет поступать после школы, она рассказала ему о своей мечте и с грустью добавила, что из-за затемнения правого лёгкого она всё детство наблюдается в туберкулёзном диспансере. И тогда он посоветовал ей пойти после седьмого класса в физкультурный техникум. Она последовала этому совету, и – о чудо! – после первого курса лёгкое очистилось, и её сняли с учёта.
Со своим будущим мужем, Владимиром Маяковым, она училась в одной школе и, если не ошибаюсь, в одном классе. Он тоже хотел стать лётчиком и в другом качестве себя не мыслил. В 1961 году окончил аэроклуб, готовивший лейтенантов запаса, через два года уже сам обучал курсантов, а в 1964-м, когда организация была переименована в авиаспортклуб, начал готовить спортсменов. Потом перешёл в гражданскую авиацию, был командиром экипажей Ан-2, Ан-24, налетал более пятнадцати тысяч часов.
Валентина занималась в аэроклубе одиннадцать лет. Освоила пять типов самолётов, два типа планеров. Стала мастером спорта по высшему пилотажу. Вырастила сына.
…Магнитогорский авиаспортклуб имени Павла Романовича Поповича был создан ровно 90 лет назад. И нельзя забывать, что наряду с другими успешными спортсменами красивую страницу в его историю вписала пилотесса Валентина Ивановна Маякова.
Марина Кирсанова