Новый документ внёс несколько поправок в действующий федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации». Нововведения должны повысить значимость русского языка как государственного на всей территории страны и усилить контроль за соблюдением его норм как представителями власти, госслужащими, так и обычными гражданами.
В первую очередь речь идёт о недопустимости использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, перечень которых содержится в нормативных словарях. Эта мера должна защитить язык от злоупотребления заимствованиями.
Нормы русского языка законопроект предлагает уточнять в словарях и справочниках. Употребление слов и выражений, не соответствующих этим нормам, в том числе нецензурной брани, не допускается.
Закон уточняет сферы, где русский язык обязательно использовать как государственный: это образовательная среда, государственные и муниципальные информационные системы, информация для потребителей товаров, работ и услуг. Если имеется текст на иностранном языке, то перевод должен быть выполнен шрифтом такого же размера, типа и цвета.
При этом, как уточнила на заседании глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская, есть несколько сфер, такие как исполнение произведений, СМИ, реклама, где осуществление деятельности может иметь свои особенности, а вернее – практически непреодолимые трудности.
Какими теперь будут последствия? С 1 января 2025 года всякие «кэшбеки», «тренды», «маркетплейсы», «бизнес-коучинг» станут вне закона. Употреблять заимствованные словечки можно будет только в частном, некоммерческом, и ни дай бог никаком не творческом или общественно значимом аккаунте в соцсети, блоге или на персональном сайте. Всё, что в соответствии с упомянутыми выше поправками можно подверстать под рекламу, бизнес, медиа или культуру-мультуру, будет обязано выражаться благолепно — в духе русского самостийного почвенничества.
При этом даже специалисты-языковеды считают, что-то это нововведение несколько выбивается из череды практичных и полезных законов, принимаемых в последнее время федеральными законодателями. Слишком уж всё это трудновыполнимо. Словом, маловероятно, что миссия «зачистки родного языка» будет выполнима.