Первые из цветов, что встречают гостей городского курорта «Притяжение» и притягивают взор, – это гортензии. Потому что они растут возле входных групп, на бульваре и за ним такими массивами, что не заметить их просто невозможно. Есть гортензии и на северной, и на южной входных группах – большинство высажено в рамках первой очереди Притяжения. А всего их в парке почти десять тысяч кустов.
– Это самая крутая цветочная тема парка, – говорит главный садовник Притяжения Надежда Зеркина. – Таким обилием гортензий могут похвастаться разве что парки, ботанические сады южных краёв. И если там могут организовывать живые изгороди из них, постригая с помощью кустореза, то мы каждое растение обрезаем индивидуально, чтобы добиться огромных «шапок». Размер соцветия гортензии регулируется обрезкой – это знает любой продвинутый садовод. В Притяжении много сортов гортензий: два вида древовидной – Лайм Рики (такой в городе нет нигде – она приехала из питомника «Ниваки») и Анабель, и больше тридцати сортов метельчатых – Лайм Лайт, Литл Лайм, Пастел Грин, Бобо, Ванилла Фрайз – у одних плотные «шапки», у других формы «баттерфляй» (будто бабочки сидят). Для России это, можно сказать, новый цветок – пришёл в страну в двухтысячные годы. В горшках дома росла широколистная гортензия, которая в открытом грунте даже если и зимует, но не цветёт, – почки вымерзают. Поначалу метельчатую гортензию воспринимали как сирень – за схожесть соцветий. Она, в отличие от широколистной (которой в Притяжении нет), весьма неприхотлива.
Прекрасно оттеняют гортензии котовник, дубравный шалфей – фиолетовые, белые массивы очень гармоничны с белыми, бело-зелёными, розовыми «шапками» гортензий. Все композиции на клумбах отнюдь не стихийные: всё продумано так, чтобы с каждой стороны было красиво, растения разной высоты. Но рисунки одинаковые, симметричные.
Неподалёку можно встретить душицу – по задумке она должна затянуть всю поверхность, создав ковёр. Пока она в процессе разрастания. Есть сложности из-за того, что местами на территории застаивается вода. В душицу она стекает со всего центрального газона, и здесь – либо решать проблему с водой, либо менять растение на другое, которому будет комфортно от повышенной влаги.
Передвигаясь по парку в южную сторону, невозможно не залюбоваться злаками: горцем, вейником, дернистым луговиком – его представлено четыре вида. В зиму луговик не обрезают, потому что он добавляет в белый пейзаж коричневых оттенков и движения.
– Парк строили, стараясь не уходить далеко от природного стиля, – объясняет главный садовник. – Гортензии – больше дань моде. Но участков-«дикарей» очень много. Южная часть – это большое разнообразие природных видов и производных от них. Все знают тысячелистник, но здесь можно увидеть его в необычном окрасе. А возле атр-квартала – обратите внимание – просто симфония, столько там разновидностей тысячелистника – красный, бордо, желтый, розовый! Эхинацея, вероникаструм, кровохлёбка, рудбекия, монарда, очиток, дербенник иволистный, лиатрус – уникальное растение, которое цветёт сверху вниз, а не наоборот, как все остальные. А здесь – авторский цветник, где можно увидеть соединение мордовника с голубыми головками, дербенника прутевидного и тысячелистника птармика с белыми «пампушечками». Некоторые виды растений вышли с полей – это отмечают посетители парка, удивляясь, что именно здесь рассмотрели, как они, оказывается, красивы. Начинают гуглить названия, изучать. В помощь таким любознательным посетителям мы сделали каталог растений с кратким описанием, и решается вопрос с табличками.
– Ведут себя растения по-разному. Это зависит от погоды и многих других факторов. Порой в их поведении нет никакой логики, – смеётся Надежда. – Казалось бы: продумали все волны цветения, но порой то, что прописано в техкарте, не совпадает с реалиями, а то и вовсе ведёт себя диаметрально противоположно. Растения, как и люди, приспосабливаются к тем условиям, что для них создали.
Если вы думаете, что это просто: посадил цветы – и растут при минимальном уходе... Многие виды облюбовали мыши-полёвки – едят даже те растения, которые не имеют сочных клубней. Что их привлекает в том же арабисе, рудбекии – загадка. Из-за них, в частности, не получается пока достичь сросшихся цветников – а тогда и массив будет красивый, и полоть не будет необходимости.
Главное цветочное поле раскинулось у подножия горы. Очень любят горожане здесь фотографироваться. Но нет, чтобы сделать это на фоне цветочных композиций, – проходят внутрь. Аккуратно это сделать никогда не получается, за одним «пешеходом» идёт второй, третий. Поэтому видны множественные тропинки, что очень грустно. Так, вместо ромашкового поля теперь лишь белые островки. Страдают и светящиеся конструкции-палочки.
Возле молодой берёзовой рощи вместо газона растёт дикий виноград (как и на склонах бульвара) – это красиво, потому что структурно и по цвету неоднородно. От проката у зимнего катка до сцены – ещё один большой цветник, в котором красуются иссоп, тысячелистник, шалфей, вероника.
Возле озера – большой цветник, на котором собрано больше тридцати видов растений. Клумба постоянно в красках. В прошлом году там трижды цвёл люпин – это странное поведение. Кстати, так же вёл себя котовник.
Сам парк – как живой организм. Иногда приходится менять цветники из-за стройки: прокладывая коммуникации, убирают растения на другое место. И, конечно, местность меняется от месяца к месяцу. Сейчас уже нельзя оценить красоту цветущих пионов, а в Притяжении три места, где они растут: около четырехсот кустов – в зоне барбекю, триста – на детской площадке и около четырёх тысяч – в зоне отдыха с «зонтами». А весной это пролеска, луки, брунера…
Благодаря Притяжению в городе расширился ассортимент в мини-питомниках: фраза «растение, как в Притяжении» стала популярной. Цветоводы привозят и разводят те виды, о которых узнали именно на полях Притяжения. А это значит, что красоты добавится не только в самом Притяжении, но и на участках магнитогорцев, и в городе в целом.