За эту тяжёлую – морально и физически – работу зарплату им не платят, но цену своего труда эти люди измеряют не деньгами, а возможностью помочь тем, кто вот уже третий год находится «за ленточкой».
Татьяна Алексеева – координатор этой небольшой, но дружной команды – хорошо помнит, с чего начался её путь в добровольчество. В сентябре 2022 года она присоединилась к группе, созданной в одной из соцсетей, и стала собирать помощь жителям Луганской и Донецкой областей. Спецоперация к этому времени шла уже несколько месяцев, и было очевидно, что сегодня-завтра эта история не закончится. После объявления частичной мобилизации волонтёры стали помогать мобилизованным, предоставляя необходимый минимум вещей на первое время: пенку, спальник, аптечку. Средства на их приобретение собирали всем миром.
– В городе этих вещей уже было не купить, а ждать с маркетплейса долго – ребятам на сборы давали всего пару дней, – вспоминает Татьяна. – Тогда образовалась группа «Швеи Магнитки», которая стала шить спальники, термобельё, флисовые костюмы. Помогали некоторые магазины, фирмы и частные предприниматели.
В декабре того же года волонтёрское объединение распалось на несколько групп. Каждая стала базироваться в своём помещении. Татьяна и её команда сменили несколько адресов, прежде чем получили подвальное помещение на улице Имени газеты «Правда», 9.
– Поначалу здесь не было электричества, и мы полгода работали в потёмках, с фонариками, но продолжали сортировать, паковать, маркировать, отправлять, – рассказывает Татьяна. – Сейчас обжились, навели порядок. Из собственных средств оплачиваем аренду и коммунальные услуги. Костяк нашей организации составляют восемь человек. Большую помощь оказывают Александр Гурдяев с женой, которые сотрудничают с нами с 2022 года, – собирают посылки с пунктов приёма и доставляют в штаб, помогают в погрузке. В этом году с благословления владыки Зосимы нам выделили два складских помещения на территории епархии. На данный момент мы помогаем 25-ти подразделениям – это несколько сотен бойцов, большую часть которых составляют южноуральцы, и полевым госпиталям. За всё время работы отправили «за ленточку» более 15 машин, 5 передвижных бань на колёсах, тактическую одежду, обувь, тепловизоры, дроны, носилки, генераторы, тепловые пушки, рации и другие необходимые вещи.
Волонтёрство – хорошая проверка на человечность, отмечает Татьяна, только вот проходят её немногие. Не все готовы безвозмездно жертвовать своим временем, силами и ресурсами для помощи другим, поэтому случайные люди в таких организациях не задерживаются. Зато из тех, кто остаётся, каждый стоит десяти. Правда, и эти стойкие люди не застрахованы от выгорания и усталости, но жаловаться на жизнь, когда парни на передовой каждый день находятся на волосок от смерти, волонтёры считают непозволительной слабостью.
– Не столько физически устаёшь, сколько морально, потому что вкладываешь в это дело всю душу, – признаётся Татьяна, а её подруги-соратницы понимающе кивают головами. – У всех дети, семьи, основная работа. Иногда кажется, что сил больше нет, но вспоминаешь, в каких условиях находятся бойцы, и словно второе дыхание открывается. Самое сложное в нашей работе – просить: дайте, помогите, поддержите ребят. Пишем посты в соцсетях, объявляем сборы. Откликаются по разному: когда густо, когда пусто. Такого порыва, как в начале СВО, когда люди оказывали колоссальную помощь, уже нет. Многие считают, что бойцы получают зарплату, поддерживать их должно государство… А то, что все эти зарплаты уходят на ремонт подбитой техники, на экипировку, обустройство быта и другие вещи, без которых выполнение боевых задач невозможно, мало кого волнует. Нам тоже приходилось выслушивать обвинения в том, что мы здесь на зарплате сидим, воруем, тратим народные деньги на себя…Тяжело такое читать и слышать. Обидно. И в первую очередь за девчонок, которые живут этой работой, часто в ущерб себе и близким.
Официально мы работаем три дня в неделю, в определённые часы, на самом же деле – этот труд не нормирован, и мы находимся в штабе столько, сколько нужно. Между собой шутим, что домой приходим только переночевать.
Расстраивает и психологическая отстранённость некоторых граждан от событий, связанных с СВО, признаются добровольцы. Но важнее самому делать то, что считаешь правильным и нужным, чем тратить время на убеждения и разъяснения.
– Мы не знаем лично тех парней, которым помогаем, но мы знаем, что они есть, и переживаем за них, как за близких, молимся, когда они уходят на «БЗ» – боевое задание, радуемся, если возвращаются живыми и здоровыми, – рассказывает Светлана Матвиенко. В группе «Всё для победы» она с 2023 года, но помощь участникам СВО начала оказывать с первых дней спецоперации. – Мы с девочками на связи 24/7, и могу точно сказать, что мы уже не просто друзья, а одна большая семья. Ситуация со СВО, волонтёрская деятельность обнажили истинные качества многих людей, стало понятно, кто есть кто. Многие знакомые из прежней жизни отсеялись. А те, что появились, стали надёжной поддержкой.
Из восьми участниц группы «Всё для победы!» только у троих близкие на СВО, остальные здесь исключительно по велению сердца.
Именно так. Без капли пафоса.
– Я здесь, потому что хорошо историю в школе учила, – подчёркивает Ирина Михадюк. – Наше поколение выросло на рассказах фронтовиков, на книгах, фильмах о Великой Отечественной войне, поэтому мы знаем, какие страшные вещи творили фашисты. Сидеть сложа руки, когда страна в беде, когда гибнут наши защитники и мирные жители, считаю невозможным. Как не помогать, когда тех парней, мобилизованных в 2022, так никто и не сменил? Вымотанные морально и физически, они не жалуются, воюют, ещё и нас подбадривают. Собрать для них гуманитарную помощь – самое малое, что мы можем сделать. Эта работа затягивает, не отпускает, цепляет именно потому, что она для ребят, для страны.
– Наверное, скоро жить будем вместе, – улыбается Наталья Плотникова. – Мы вообще не расстаёмся, вместе работаем, отдыхаем, круглосуточно общаемся в чате. Решаем производственные вопросы и личные. Думаем уже, что будем делать, кому будем помогать, когда спецоперация закончится.
Гуманитарная помощь – это не просто посылки, техника, оборудование. Это связь между тылом и фронтом. Для бойцов – это подтверждение того, что о них помнят, ценят их труд и усилия. Пара тёплых носков, детский рисунок, любая мелочь, присланная из дома, – то, что помогает держаться, спасение, даже если обывателю это сложно понять.
– Когда я пришла в группу, сразу поняла: это то, что мне нужно, – рассказывает Александра Ткаченко. – У меня дед воевал, он был педагогом и много рассказывал ученикам о войне, а я слушала. Эта деятельность быстро меня затянула. А когда на СВО погиб мой сын, эта работа и девочки меня спасли, без них я бы не справилась, сломалась. В память о сыне и других ребятах я буду здесь до конца, пока нужна будет моя помочь, мои руки.
Муж Гузель Слащевой Роман ушёл на фронт в 2022 году по мобилизации. Незадолго до этого он познакомился с группой «Всё для победы». В 2023 году, оказавшись дома после ранения, вместе с женой пришёл поблагодарить волонтёров. Так Гузель и стала частью этого дружного коллектива.
– Меня здесь встретили так, как встречают родных людей, – вспоминает Гузель. – Ситуации бывают разные, порой нервы сдают, но точно знаю, здесь меня выслушают и поддержат. Муж, когда приезжает в отпуск, первым делом идёт сюда, спрашивает, чем помочь в благодарность за всё, что девочки делают для фронта, для победы.
Елена Кожевникова – одна из самых молодых в плане волонтёрского опыта участниц группы. После того как её муж Дмитрий в прошлом году подписал контракт и отправился на СВО, она ушла из бюджетной сферы и вплотную занялась волонтёрством. Поменяла низкооплачиваемую работу на неоплачиваемую, смеются её подруги-волонтёры.
– Эта работа доставляет мне огромное удовольствие, – признаётся Елена. – За этот год девчонки из группы «Всё для победы» стали моей семьёй, надёжной опорой, а мальчишки, которым мы помогаем, стали родными. Муж рассказывает, как радуются взрослые мужики, получая посылки. Для них обычная шоколадка – это весточка из дома. Эта работа нужна не только бойцам, но и нам всем, чтобы не зачерстветь душой.
С 2023 года группа «Всё для победы» сотрудничает с братством ветеранов спецподразделений «Урал», в частности с председателем Магнитогорской федерации киокушинкай-карате Виктором Нечкиным, который с начала СВО на собственном автомобиле доставляет на Донбасс гуманитарную помощь. Когда в одиночку, когда с кем-то из друзей-единомышленников. Не раз в опасные рейсы вместе с ним отправлялись Дмитрий Маз, Владимир Сикерин, Евгений Фиронов, Владимир Контеев, Евгений Бабенко. Каждая поездка – это пять тысяч километров туда и обратно, бесконечные часы за рулём, блокпосты, досмотры, осмотры, проверка документов, переезды из подразделения в подразделение. В мыслях одно: доехать, передать груз, узнать, в чём нуждаются.
– Стараюсь забрать помимо основного груза ещё и личные посылки, которые передают жёны, матери, потому что знаю, как это важно для ребят, – рассказывает Виктор Сергеевич. – Поездки в зону СВО непредсказуемые, случается всякое, но бросить это дело уже не смогу. У меня на спецоперации столько друзей и знакомых погибло, многие ранены. Как бросить, когда знаешь, что парням на линии боевого соприкосновения есть нечего, у них нет воды, и они набирают её из водоёмов, делают фильтры из подручных материалов. Эти парни отстаивают интересы своей страны, зачастую ценой своей жизни. И нужно понимать: мужики эти не железные. Пора уже перестать обсуждать и рассуждать, считать солдатские деньги. Обязанность каждого из нас – оказать им всестороннюю помощь. Не должно быть так, что один воюет, а другой в это время жирует. Только побывав там, понимаешь, насколько им легче от нашей поддержки, если слово «легче» вообще применимо к войне.
Когда Виктор Нечкин отправляется в очередную опасную поездку, волонтёры через специальные приложения на телефоне следят за его перемещениями и молятся, чтобы он выполнил задачу и вернулся домой живым и здоровым. И так каждый месяц. До победы.