Завтра свой профессиональный праздник отметят железнодорожники. Многие встретят его на рабочем месте, ведь жизнь на железной дороге не замирает ни на минуту. Профессия железнодорожника объединяет в себе множество специальностей, необходимых для выполнения сложной и многообразной работы на железной дороге. Те, кто выбрал этот путь, не представляют своей жизни без постоянного движения, стука колес и мерного гула составов.
Ответственный за добрый путь
Начальник участка цеха пути ООО «Ремпуть» Игорь Брянцев, выбирая профессию, не искал почестей и славы, они сами нашли его в цехе, который за 31 год стал для него родным. Коллеги уважают Брянцева не только за высокий профессионализм и богатый опыт, но и за отношение к делу. На работу нельзя ходить из-под палки, считает Игорь Михайлович, железная дорога халатности не прощает.
Протяжённость второго ремонтного участка, за который отвечает Игорь Брянцев, – 39 километров. Он включает в себя станции: Доменная, Ежовка, Сульфидная и Нижняя дробилка. В подчинении начальника участка 22 специалиста: монтёры пути, водители дрезины, машинисты железнодорожно-строительной машины, машинисты крана, электрогазосварщики, трактористы, дежурный по переезду. Рассказывая о своём коллективе, Игорь Михайлович не жалеет добрых слов и подчёркивает: все трудятся на совесть, с полной самоотдачей, а уж чего-чего, а работы на железнодорожных путях всегда хватает.
– Участок обеспечивает бесперебойную доставку сырья в доменный цех и грузоперевозки по комбинату,– рассказывает Игорь Михайлович. – Большое внимание уделяем вопросам безопасности. Она достигается за счёт постоянных осмотров и контроля железнодорожных путей, куда входят и текущий ремонт, и капитальный. У железнодорожных путей ведь тоже своя жизнь. По ним ежедневно ходят тяжеловесные поезда, которые разбивают шпалы и стыки, поэтому настоящий мастер должен знать, чем «живут» железные пути, их узкие и широкие места. Это очень интересная работа, причём каждый день – новая.
На ММК Игорь Брянцев устроился в 1990 году. И вот уже более трёх десятков лет – в одном цехе.
– Родился в Магнитогорске. После окончания механического факультета МГМИ уехал по распределению в Нижний Тагил, работал мастером и механиком цеха, – рассказывает Игорь Михайлович. – А через четыре года вернулся в родной город. Устроился в цех пути. Начинал бригадиром монтёров пути, потом работал мастером, сейчас – начальник участка.
Профессию монтёра железнодорожного пути справедливо считают одной из самых тяжёлых. И вместе с тем одной из самых важных. Путейцы несут свою вахту в любую погоду, от их профессионализма и ответственности зависят безопасность и бесперебойность движения.
– В обязанности бригадира монтёров пути входят работы по текущему содержанию, по капитальному строительству и ремонту железнодорожных путей, – поясняет Брянцев. – Мастер и начальник участка определяют фронт работ для подчинённых. Производится осмотр, промер путей, ставится задача по ремонту, замене тех или иных креплений железнодорожного полотна. Капитальные ремонты планируются за год. Текущее содержание распределяется помесячно: замена шпал, рельсов, то есть верхнего строения дорожного пути. Зимой добавляется уборка снега, летом – растительности.
Несмотря на руководящую должность, работа у начальника участка не сидячая. В кабинете застать его можно нечасто, а вот увидеть на путях с шаблоном – путеизмерительным инструментом для замера ширины колеи дорожного полотна – можно каждый день. За смену Игорь Михайлович «нахаживает» 14–15 километров. За минувшие годы изучил весь комбинат: во время дежурств приходится ездить по всей промплощадке, так что рутине в его жизни места нет.
– Работа монтёра пути, да и начальника участка – это в основном ручной труд, – рассказывает Игорь Михайлович. – Пытаемся уходить от этого, применяем электроисполнительные инструменты, но не всегда удаётся. Наверное, это одна из немногих профессий, где ещё существует ручной труд. Хотя у нас много станков и техники, которые помогают выполнять работу быстро и квалифицированно.
В профессиональном плане Игорь Брянцев считает себя счастливым человеком. Всю сознательную жизнь занят любимым делом и, даже проработав на одном участке 31 год, по-прежнему с удовольствием идёт на работу.
– Игорь Михайлович один из самых опытных и заслуженных работников нашего коллектива, – считает начальник цеха пути ООО «Ремпуть» Александр Патрикеев. – Он отвечает за сложный участок, на котором не допустимы какие-либо срывы, и от него, как от начальника, требуется предельно чёткая и грамотная организация работы. Благодаря его компетенции ни у кого из наших смежников не возникает сомнений, что мы выполним задачу в срок. Несмотря на опыт, Игорь Михайлович постоянно развивается, предлагает новые, более эффективные приёмы работы.
– Работа на железной дороге не всем под силу, – считает Игорь Михайлович. – Физически слабым людям здесь делать нечего. Плохо, когда на работу ходят без интереса. Мы ведь не просто ремонтируем пути, а участвуем в большом и важном деле, в каждой тонне металла ММК есть и наш вклад. Это надо осознавать. И относиться к своему делу соответственно. Всегда и везде обращаю внимание на железнодорожные пути, а привычка оглядываться стала второй натурой. На путях зевать нельзя. Оглядываюсь даже в городе. К слову, размер шага у меня с годами стал как раз такой, как лежат шпалы – через полметра. А чего тут удивляться? Походите по шпалам тридцать лет!
Станционный смотритель
Старший диспетчер цеха эксплуатации управления логистики ПАО «ММК» Олег Клищ как никто другой знает о крепкой трудовой сцепке металлургов и железнодорожников. На комбинате он более тридцати лет. В цех эксплуатации впервые попал во время студенческой производственной практики. Позже пришёл работать составителем поездов на третий железнодорожный район – горячую железнодорожную точку комбината, обслуживающую доменный, электросталеплавильный и кислородно-конвертерный цехи.
– Составитель поездов – очень интересная и ответственная работа, – рассказывает Олег Иванович. – В его обязанности входят расформирование и формирование подвижного состава. От составителя требуется предельная внимательность и осторожность, ведь на путях может случиться всё что угодно, и надо успеть вовремя среагировать. На третьем районе мы отвечали за постановку подвижного состава – ковшей и шлаковых чашек – на погрузку в доменный цех. Чугун отвозили на мартен – сейчас на ККЦ и ЭСПЦ, шлак – на грануляцию и на отвалы.
Через год начальник района Виктор Горбунов, рассмотрев в молодом специалисте потенциал и стремление к профессиональному развитию, предложил «дублироваться», то есть пройти обучение на сигналиста, в настоящее время эта специальность называется оператор поста централизации.
– Перед тобой большой пульт – табло, управляешь стрелками, то есть готовишь маршрут для подвижного состава, – Олег Иванович с теплотой вспоминает этапы своего трудового пути. – После сигналиста выучился на диспетчера, работал начальником смены, заместителем начальника района, исполнял обязанности начальника района. И в любой должности находил для себя что-то интересное. Тот же диспетчер должен так организовать процесс, чтобы люди правильно понимали свои задачи и выполняли работу без задержек и срывов производства. То есть он должен видеть наперёд, что может произойти, и предупредить возможные проблемы.
То, что в своё время прошёл все ступени «железнодорожной» лестницы, сегодня здорово помогает в работе, подчёркивает Олег Иванович. При необходимости он может заменить многих специалистов – опыт и аттестация позволяют.
– Делюсь знаниями с молодыми специалистами, – отмечает Олег Иванович, – Хоть они, наверное, на меня и обижаются за излишнюю опеку и контроль. Но я должен убедиться, что они правильно понимают свои задачи, функции, не нарушают технику безопасности. Десятки раз повторяю на планёрках, что все инструкции написаны кровью. Молодые не сразу понимают серьёзность этих слов.
Несмотря на нервную, напряжённую работу Олег Клищ смотрит на жизнь позитивно. И в этом ему помогают занятия спортом. Тот же бег хорошо избавляет от раздражения и стресса.
– В детстве и юности занимался, наверное, всеми доступными видами спорта, включая шахматы, – улыбается Олег Иванович. – Сейчас чувствую отдачу. Шахматы тренируют мозг, развивают логическое мышление, а в моей работе – это важно.
Но главным секретом своего мировосприятия Олег Клищ считает возможность заниматься любимым и важным делом. Труд железнодорожников нелёгок, но каждую минуту он наполнен смыслом причастности к значимому делу. Та самая работа, на которую Олег Клищ вот уже столько лет ходит с удовольствием, дарит ему не только позитивные эмоции и хорошее настроение, но и простое человеческое счастье.