Одной из основных своих задач преподаватели политехнического колледжа считают тесное знакомство студентов с профессиями, которые они собираются получить. А кто расскажет о деле лучше, чем профессионалы с многолетним опытом работы? Поэтому в колледже регулярно проводят встречи обучающихся с представителями всех профессий, получаемых в политехе.
Сегодня очередь будущих машинистов локомотива, в гости к которым пришёл начальник железнодорожного района известково-доломитового производства ПАО «ММК» Юрий Тукаев.
– На производство пришёл слесарем, через семь лет стал мастером, старшим мастером, теперь дослужился до начальника района, – рассказывает Юрий Юрьевич студентам-второкурсникам специальности «машинист локомотива». – Как видите, всё возможно в этой жизни при желании и должном подходе к обязанностям.
Машинист локомотива – электровоза и тепловоза – одна из основных и даже, можно сказать, стратегических профессий как в целом для страны, так и для ММК, «опутанного» железнодорожными путями: по ним на предприятие приходит сырьё, распределяется между цехами и производствами, по ним металлопродукция от первого передела переезжает на дальнейшую обработку, по ним же – уже высокой степени готовности – отправляется к потребителям.
– Железнодорожные пути – это главная артерия комбината, можно сказать, начало начал, – говорит Юрий Тукаев. – Они делятся на три основных района, один из которых – известково-доломитового производства – возглавляю я. Известняк, руда, концентрат, окатыши – весь комбинат со всеми переделами и цемзавод «завязаны» на нас. Поэтому машинист локомотива – профессия всегда на комбинате востребованная, почётная и высоко оплачиваемая. Плюс полное социальное обеспечение основного списка профессий вредных и нелёгких условий труда.
Второй курс будущих машинистов учится по так называемой «старой программе», рассчитанной на три года и десять месяцев. Более короткий, но столь же насыщенный предметами профессионалитет в этом году начали осваивать первокурсники политехнического колледжа – и к ним тоже приходят представители получаемых профессий. По словам преподавателя политехнического колледжа Владимира Назарова, это чрезвычайно важная и даже стратегическая задача коллектива – довести студентов до производственной площадки, чтобы молодые люди не потеряли интереса к будущему делу.
– Профориентационную работу начинаем ещё со школьной скамьи: приходим в школы, проводим беседы со старшеклассниками, приглашаем к нам на дни открытых дверей, где уже наглядно, в профессиональных лабораториях, рассказываем, что ждёт наших студентов в колледже и по его окончании. Как показывает статистика, из сорока пришедших 10–12 человек потом выбирают местом обучения политехнический колледж – говорит Владимир Иванович.
На вопрос, зачем нужна профориентационная работа со студентами, которые, казалось бы, уже выбрали свой путь, Владимир Назаров отвечает честно: не всегда так.
– Выбор дела всей жизни – процесс нелёгкий, особенно когда тебе 15, 16 лет – а к нам приходят после девятого класса. Часто к нам детей приводят родители, которые понимают, что стабильнее и доходнее работы, чем на комбинате, не найти. И уже здесь мы доказываем, что так оно и есть. И общение с нашими производственными шефами в этом очень помогает.
А тех, кто хочет повысить свою квалификацию и стать, к примеру, логистом железнодорожных перевозок, – после колледжа ждёт МГТУ. По словам преподавателей, поможет полученная специальность и в армии – ребята могут служить в железнодорожных войсках и за год ещё лучше отточить полученные в колледже навыки.
Но, с каким бы дипломом ни пришёл выпускник на работу, перед тем как «возглавить» локомотив, придётся первые несколько лет поработать помощником машиниста. Второкурсник Максим Талипов прекрасно понимает это и готов на пути к своей мечте пройти все предварительные этапы.
– Я класса с седьмого знал, что хочу быть машинистом: у моего друга папа работает в ЖДТ комбината, он много рассказывал о своей работе – я и загорелся, после девятого класса без сомнений пришёл учиться в политехнический колледж, – рассказывает Максим. – Честно – поначалу удивился: думал, будет немного проще, на деле у нас много предметов, казалось бы, не связанных между собой, но в профессии эти навыки пригодятся. Нравится, что много практических занятий – учимся водить локомотив пока на тренажёре в лаборатории, с нетерпением жду практику, которую будем проходит на комбинате, она начнётся на четвёртом курсе.
– Моя задача – объяснить студентам, что мы, старшие товарищи, будем рады видеть их на комбинате, – подытоживает встречу Юрий Тукаев. – Чтобы они смело приходили, зная, что мы во всём поможем, всему научим, что всё получится.