Знакомая многим картина: во дворах – клумбы и фантастические скульптуры, которые с большим старанием сооружены из старых автомобильных покрышек. Немало идёт споров о том, красиво это или, напротив, безобразно. Вкусы у всех разные, поэтому кто-то считает, что такие клумбы украшают двор и делают его благоустроенным, а кто-то уверен, что изношенные покрышки – обычный хлам. Но помимо эстетики, этот вопрос имеет ещё и юридическую составляющую. Она тоже неоднозначна и порой опирается на судебную практику.
На придомовой территории одного из дворов Екатеринбурга было обустроено 27 клумб, украшенных автомобильными покрышками. Жильцы на общем собрании собственников признали это благоустройством. Но нашлись противники, которые стали требовать утилизировать колёсные шины, обосновывая это тем, что шины относятся к опасным отходам, а нормы и правила не допускают их использование на придомовой территории. Дело дошло до суда, где поддержали большинство, сославшись на положение Жилищного кодекса РФ, который относит к компетенции общего собрания принятие решений о благоустройстве земельного участка у многоквартирного дома, в том числе вопросы размещения, обслуживания и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на земельном участке.
В Ульяновской области ситуация разворачивалась по-другому. Там на управляющую компанию подали иск специалисты министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды, предъявив им претензию, что двор находится в запущенном состоянии, и «верх благоустройства» – клумбы из покрышек. «Управляйку» наказали штрафом в 125 тысяч рублей. Арбитражный суд встал на сторону коммунальщиков, которые в качестве доводов настаивали, что не отвечают за творческие порывы собственников, а художественно оформленные жильцами покрышки не нарушают лицензионные требования.
В Хабаровске управление Роспотребнадзора расценило клумбы и украшающие элементы из автомобильных шин нарушением санитарных правил, ведь отработанные покрышки относятся к отходам IV класса опасности. Управляющей компании предъявили иск, но суд посчитал, что в результате окраски, резьбы, заполнения землёй, частичного вкапывания в землю шины стали выполнять функции действующих элементов благоустройства придомовой территории. А действующие элементы благоустройства придомовой территории к категории отходов производства и потребления не относятся.
Словом, закон что дышло. Принятые решения сомнительны: нет достаточных оснований, доказательной базы, закрыты глаза на некоторые доводы. О запрете использования шин для оформления цветников слышали многие. Но на чём они основаны?
Прямой запрет на использование покрышек для создания клумб можно встретить в местных правилах благоустройства. Они принимаются на уровне региона или муниципалитета. Если говорить о федеральном законодательном уровне, отходы резиновых шин, покрышек и камер включены в перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят компоненты, захоронение которых запрещается. С января 2019 года в России установлен запрет на захоронение отходов шин. Именно отсюда пошли многие новости о запрете использовать старые автопокрышки для создания ограждений, скульптур и декоративных элементов, которые стали уже привычной частью пейзажа для жителей населённых пунктов.
Автомобильные шины действительно относятся к отходам IV класса опасности. Это означает, что от них идёт постоянное испарение вредных и канцерогенных веществ, а разлагаются они больше ста лет. Наличие шин на участке нежелательно и с точки зрения противопожарной безопасности.
Запрет на использование шин как элемента благоустройства ввели и в Челябинской области. «Изношенные автомобильные шины подлежат утилизации. Данная процедура осуществляется специальными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. В процессе утилизации покрышки превращают в резиновую крошку, из которой затем изготавливают «мягкие покрытия» для спортивных и детских площадок, вторсырье также используется в дорожной отрасли», – прокомментировали решение в министерстве экологии Челябинской области.
Только вот в регионе не так много этих специализированных организаций. И если в Челябинске их наберётся с десяток, то в Магнитогорске всего одна. То есть на весь юг области всего один пункт приёма и переработки шин. Но и в этих пунктах придётся ещё и заплатить, чтобы взяли ваши шины, в среднем около 600 рублей за четыре колеса. Есть пункты, которые готовы купить покрышки, но, например, только импортные, от грузовых авто – по 50 рублей за штуку. Если честно, это не мотивирует. Даже владельцев шиномонтажек.
При этом закапывать или выкидывать покрышки в мусорный контейнер также не разрешается.
В общем, пока законодатели продумывают детали исполнения ими принятых актов, жителям стоит избавиться от элементов резинового благоустройства. Это уже немодно, неэстетично и накладно для кармана – можно «налететь» на штраф. За использование покрышек в благоустройстве он составит от одной до двух тысяч рублей для физических лиц, за повторное нарушение – три тысячи. Предприниматели в этом случае заплатят от 30 до 50 тысяч рублей, а юридические лица, в том числе управляющие компании – от 100 до 250 тысяч рублей.