Конкурс приурочен к Всемирному дню защиты прав потребителей – 15 марта. Дата была установлена решением ООН в 1983 году. В России этот день широко начали отмечать с 1994 года.
Соревнования среди школьных команд «Основы потребительских знаний» впервые состоялись в Магнитогорске по инициативе объединения защиты прав потребителей при поддержке управления образования в 2011 году. С 2013 года конкурс получил статус городского и стал проходить на кубок Магнитогорского городского Собрания депутатов.
В этом году участие в конкурсе приняли 17 команд. На заочном этапе старшеклассникам предстояло подготовить письменные ответы на заданные ситуации и представить эссе на тему «Защита прав потребителей в современных экономических условиях: проблемы и пути их решения». По результатам испытаний в финал вышли пять команд – школ № 67, 1, 54, 48 и гимназии № 53.
Заключительный этап конкурса проходил 20 марта в гимназии № 53. Оценивали выступления старшеклассников председатель жюри спикер МГСД Александр Морозов, председатель общественной палаты города и руководитель объединения защиты прав потребителей Владимир Зяблицев, главный специалист управления образования Наталья Зубкова, ведущий специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора Анастасия Никитина и старший преподаватель МГТУ, юрист Авак Зурначян.
Финальные испытания включали визитку-презентацию команды, ответы на вопросы по основам потребительских знаний и истории Магнитогорска – приближается 95-е города. А также юридический разбор ситуаций, в которых могут оказаться покупатели.
– Когда мы были помоложе, в перестроечные годы, нас дурили нещадно: в аптеках, в магазинах, в гаражных кооперативах, в поездах и самолётах. Но вас уже обмануть будет сложно, – приветствовал Александр Морозов участников конкурса.
Действительно, современные школьники знают не только свои права, но и методы защиты от недобросовестных продавцов. В своих видеопрезентациях ребята рассказали о «подводных камнях» параллельного импорта, ситуации на российском рынке после введения санкций, продаже подделок популярных брендов. Затронули тему покупок по интернету, объяснили, как выбирать товары на популярных маркетплейсах. Ответили на вопросы, где магнитогорские потребители могут получить полезную информацию, касающуюся защиты своих прав. А также поделились историями неудачных онлайн-покупок.
Второй тур конкурса – ответы на вопросы. Организаторы подготовили задания, касающиеся не только прав потребителей, но и истории города. Какая улица первой появилась в Магнитогорске? (Пионерская). Какая улица города самая длинная? (Кирова). Сложными оказались и юридические вопросы. К примеру, очень долго участники выясняли, в течение какого срока должно быть удовлетворено требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества. Оказалось, что продавец обязан заменить товар в течение семи дней. Вместе с участниками конкурса на вопросы смогли ответить и зрители, получив за правильные ответы поощрительные сувениры.
На третьем этапе старшеклассники разбирали конкретные ситуации, связанные с нарушением прав потребителя. Так, командам предлагался вопрос, можно ли отказаться от покупки, сделанной в интернет-магазине, до её получения. Правильный ответ: да, при приобретении товара дистанционным способом от него можно отказаться в течение семи дней после получения или в любой момент до получения. Кстати, если покупатель приобрёл товар в кредит, но у покупки обнаружился брак, продавец будет обязан вернуть не только стоимость товара, но и компенсировать выплаченные проценты.
– Самое ценное, что на этапе подготовки вы расширили свои знания и практические навыки применения этих знаний в обыденной жизни, – отметила перед награждением победителей Наталья Зубкова.
По итогам конкурса третье место заняла команда школы № 1, второе – команда школы № 48. Первыми стали учащиеся школы № 67. Призёры и победители были отмечены дипломами и денежными премиями. Кстати, член команды школы № 1 Алина Ягудина будет представлять Челябинскую область на всероссийском финале олимпиады по праву.
– Важно знать свои права и уметь их защищать грамотно, по закону, – поделился впечатлениями после завершения конкурса Александр Морозов. – Несмотря на то, что школьная программа сейчас очень загружена, дети находят время на изучение этих вопросов. Все молодцы, понравились ролики-презентации, снято профессионально. Дети ведут себя как настоящие актёры.
По словам Владимира Зяблицева, конкурс показывает, что школьникам интересно узнавать новое в сфере права и экономики. Оценил он и идею создания единого сайта, который бы информировал население о законах в сфере прав потребителей.
Команду школы № 67 представляли ученицы Виктория Мусина, Варвара Кошовская и Елизавета Корчагина. Готовясь к финалу, девочки сняли целый репортаж с участием педагогов, в котором взрослые делились опытом неудачных покупок в интернете.
– Тема для первого этапа показалась сначала очень сложной, – рассказали победительницы. – Был мозговой штурм: какие проблемы и пути решения осветить. Руководитель предложила сделать новости. Непросто было найти учителей, которые бы рассказали о своих ситуациях. Но, к счастью, всё удалось! Спасибо педагогам, которые в нас верили. Знания, которые мы получили, готовясь к конкурсу, будут актуальны и пригодятся всегда.
Добавим, в 2025 году конкурс «Основы потребительских знаний» будет проходить 15-й раз.