Накануне Дня Победы ветеран принимал гостей. В числе визитёров – делегация от предприятия «Ремпуть» во главе с директором, депутатом МГСД Олегом Казаковым. После первых приветствий разговор перешёл к событиям военных лет. Внукам солдат Великой Отечественной важно было из уст очевидца узнать, через что пришлось пройти их героическим предкам.
– Мне полных 94 года, – начинает разговор Николай Васильевич. – Родился в Курской области. Когда родители переехали на Урал, в Агаповский район, мне не было ещё и года. Так что, можно сказать, в Новосавинке живу всю жизнь, за исключением тех лет, что был на фронте и в армии.
Когда началась Великая Отечественная война, первым на фронт ушёл старший брат Николая – 19-летний Иван, следом – отец, в 1943 году настал и его черёд.
– Вот из этого дома мы все и уходили на войну, – Николай Васильевич обводит взглядом родные стены. – В Новосавинке остались мама, бабушка и старшая сестра. Мне в ту пору едва исполнилось 17 лет. Отправили в Тюмень, на подготовку. Попал в стрелковый полк. Через полтора месяца уже воевал в Белоруссии. Первый бой? Конечно, помню. Нас везли на грузовике, когда налетели вражеские самолёты и началась бомбёжка. Мы ещё и оружия получить не успели, поэтому выскакивали из машины и пытались укрыться от бомб. Попал в стрелковый полк. Дали мне ПТР – противотанковое ружьё. Длина его более полутора метров, вес патрона – 250 граммов. Обслуживали ПТР вдвоём с напарником. С конца 1943 года воевать стало легче, так как перевес был на нашей стороне. Немцы отступали. Верным другом в этот период была малая сапёрная лопатка. Во время обстрелов окопы рыть было некогда, а с её помощью мы быстро окапывались по мере продвижения. Когда оказались в Венгрии, бойцов, которым исполнилось 45 лет, отправили домой. Следующей партией уехали тридцатилетние. Осталась молодёжь: 29-ти лет и меньше. Из нас отобрали несудимых, не имевших родственников на оккупированных территориях, не прошедших плен. Выдали новую форму: красные погоны, вместо ботинок с обмотками – сапоги. Так я оказался в войсках НКВД. В апреле 1946 года тех, кто имел три лёгких ранения или одно тяжёлое, отправили в Россию.
Ветеран показывает изуродованные войной руки: в 1944 году под Ригой осколком снаряда убило его напарника, сам Николай Васильевич в том бою лишился нескольких пальцев на обеих руках. Но, несмотря на тяжёлое ранение, остался в строю. После госпиталя пришлось заново учиться управляться с ружьём, ничего, наловчился.
– Брат погиб под Сталинградом, отец вернулся, работал в колхозе, прожил 94 года, – продолжает рассказ фронтовик. – Я после демобилизации вернулся на родину. Ровесники все замужем да женаты, у многих дети. Встретил и я хорошую девушку Веру, женился. Прожили мы в любви и согласии 56 лет. Родили двух дочерей и сына. Из-за покалеченных рук на работу устроиться было трудно, взяли меня дежурным электриком в трест «Магнитострой». Был председателем профсоюзного комитета песчаного карьера, секретарём партийной организации. Общий трудовой стаж – 44 года. Войну с каждым годом вспоминаю всё реже. Когда фильмы военные смотрю, накатывает. Вспоминаю фронтовых товарищей, хотя на войне друзей завести трудно. Только познакомишься с человеком, его в бою либо ранят, либо убьют. У меня за войну несколько напарников сменилось. Командиры взводов и рот менялись постоянно. Сейчас у каждого фотоаппарат и телефон, а на войне мы бы дорого дали за возможность иметь современные средства связи. Помню, во время одного боя оборвался телефонный провод, и наши самолёты стали бить по своим позициям. Если бы связисты под бомбёжками не нашли место обрыва и не восстановили связь, лежать бы нам там всем…
На вопрос о солдатском быте Николай Васильевич грустно улыбается: какой там быт! Кормили то густо, то пусто. Нередко приходилось день-другой воевать голодными, если полевая кухня запаздывала или попадала под обстрел. Бывалым солдатам, начинавшим войну в 1941 году, было проще. Побывав в разных передрягах, они имели на такой случай сухари или консервы. Молодёжи приходилось потуже подтягивать ремни.
– Гимнастёрку стирали где придётся, мылись из котелка. В нём всего три литра, которыми нередко приходилось делиться с товарищем, – вспоминает ветеран. – Вши одолевали страшно. Спасу от них не было. Но ничего, выдержали.
Поздравляя ветерана с наступающим Днём Победы, Олег Казаков отметил, что оба его деда тоже прошли фронт: один был призван в 1941 году и вернулся только после разгрома японской армии, второй был пограничником, Победу, как и Николай Васильевич, встретил в Венгрии.
– Хочу выразить вам и всему поколению фронтовиков глубочайшее уважение от имени трудового коллектива Ремпути и депутатского корпуса, – обратился к Николаю Васильевичу депутат. – Вы достойно прошли тяжелейшие испытания, с честью выполнив свой солдатский долг, и навсегда останетесь примером для нас. Здоровья вам и долгих лет жизни.
Ветеран, в свою очередь, поблагодарил Олега Владимировича за внимание не только к пожилым людям, но и к посёлку в целом. С его приходом в округ № 2 сдвинулось с места решение многих наболевших проблем.
Николай Васильевич признаётся: никогда не думал, что доживёт до таких лет. На фронте каждый прожитый день казался ему чудом. В 1946 году, оказавшись в России, испытал невероятное счастье. Даже сейчас удивляется, как смог пройти тысячи километров до Венгрии пешком, с тяжёлым ружьём на спине? И тут же подчёркивает: тогда каждый готов был встать на защиту Родины без раздумий. Так были воспитаны. Потому и победили.