В июне станица Магнитная отмечает 281-ый день рождения. До революции она входила в число населённых пунктов Оренбургской губернии, где проживало наибольшее количество старообрядцев. Старообрядчество вот уже много веков вызывает интерес общественности. Главным образом потому, что, привыкнув к гонениям, поборники старой веры не спешат вываливать свою жизнь на всеобщее обозрение, так что известно о них немного: крестятся двумя перстами, живут в таёжных скитах, блага цивилизации отвергают, делая упор на подсобное хозяйство и лесные дары. Но так ли это на самом деле или всё вышеперечисленное – устаревшие стереотипы?
Современные старообрядцы живут современной жизнью, не отвергая достижений науки и техники, издают собственные журналы, книги, создают сайты и ведут странички в соцсетях. В обычной жизни – это врачи, педагоги, строители, предприниматели, военные. Проживают они не только в сельской местности, но и в крупных городах. В льняных рубахах не ходят, лаптей не носят, разве что бороды, да и то не все. Несмотря на то, что реформа патриарха Никона, расколовшая церковь на два лагеря, случилась больше трёх столетий тому назад, современные старообрядцы до сих пор исповедуют ту форму православия, которая была до раскола, сохранили все догматы, канонические положения и чины старорусской Церкви. Большинство современных старообрядцев проживают в Предуралье, на Урале и в Сибири, куда после раскола – подальше от царской власти бежали их далёкие предки.
– Крепость Магнитная была построена в 1743 году, достоверных данных о старообрядцах среди её основателей не имеется. Однако можно с уверенностью утверждать, что среди исетских казаков Ханжиных, Заварухиных, Спицыных, переселённых в крепость Магнитную в начале XIX века, было много староверов, – рассказывает старший научный сотрудник Магнитогорского историко-краеведческого музея Галина Старикова.– Это не нашло отражения в документах. Видимо, они не афишировали свою веру, обряды проводили тайно. Венчались и крестили детей в официальной церкви, опасаясь преследования, а в некоторых случаях и откупались от священников. Об этом свидетельствуют показания магнитских казаков-староверов, данные в 1863–1867 годах при судебных разбирательствах. Отец и сын Егор и Иван Крыловы, Егор Таскаев, Филипп Шеметов, Тимофей Зайцев, Пётр Невзоров сообщали, что состояли в расколе с младенчества, при этом официально считались православного исповедания. Филипп Шеметов показал, что «на исповеди и у святого причастия не был никогда, но исповедовавшимся записывался, отдавая за это деньги».
В 1905 году император Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости», провозгласив в Российской империи право исповедовать любую религию, и старообрядцы, наконец, смогли следовать своей вере открыто. До 1917 года станица Магнитная оставалась одним из центров старообрядчества в Оренбургской губернии. После Революции ситуация изменилась и старообрядцы вместе с другими верующими попали под каток религиозных репрессий.
Вновь интерес к старообрядчеству возник в конце восьмидесятых–начале девяностых годов прошлого века. В общины вновь стала приходить молодёжь, среди которой были не только потомки староверов. Несколько лет назад староверческая община появилась и в Магнитогорске.
Магнитогорские старообрядцы на первый взгляд ничем не отличаются от остальных: живут в благоустроенных квартирах, растят одного–двух, а не девять–десять детей, как раньше. Значительное число современных старообрядцев составляют неофиты, люди, искавшие истинную веру, и нашедшие её в старообрядчестве. Магнитогорский педагог и историк Игорь Бабаев прошёл долгий путь, прежде чем пришёл к выводу, что истинное православие сохранено в древлеправославной церкви. Родился в обычной «светской» семье. Религией заинтересовался будучи студентом исторического факультета. Был прихожанином новообрядческой церкви, служил в епархии, работал в казачьей страже, но всегда симпатизировал старообрядчеству. Уже в зрелом возрасте отошёл от новообрядческой церкви, стал соблюдать старообрядческие традиции.
– Около трёх лет назад мы с женой приняли крещение в единственной на Южном Урале старообрядческой церкви, расположенной в Миассе, – рассказывает Игорь Михайлович.
После знакомства с другими единоверцами принял решение создать старообрядческую общину в Магнитогорске. С появлением молельного помещения появилась возможность совместного молитвенного общения. Богослужения посещают около тридцати человек. Молимся, читаем и разбираем Евангелие, изучаем службу, чтобы люди молились осознанно, подчёркивает председатель Магнитогорской общины Русской православной старообрядческой церкви Игорь Бабаев.
– Цель реформ, которые проводил патриарх Никон вместе с царём Алексеем Михайловичем, заключалась в том, чтобы привести русскую церковь в соответствие с богослужебными традициями греческой церкви, – углубляется в историю Игорь Михайлович. – Изменения коснулись церковных книг, богослужения, креститься стали тремя перстами, а не двумя. А ведь это имеет глубокий смысл: два перста символизируют природу Христа – Бога и Человека. Новоообрядцы крестятся тремя перстами, что символизирует Святую Троицу. Но на кресте же была распята не Троица.
Раньше последователей старой веры звали «раскольниками» из-за раскола Церкви, потом переименовали в старообрядцев, но и этот термин Игорь Бабаев считает навязанным. Нет старых или новых обрядов, есть единое православное вероучение, принесённое на Русь князем Владимиром, уверен он.
Современные старообрядцы и в обычной жизни придерживаются определённых правил. Так женщинам непозволительно ходить с непокрытой головой, стричь и красить волосы, пользоваться косметикой, носить брюки, топики и короткие юбки. Гардероб делится на повседневную и церковную одежду. На службу мужчины надевают в кафтаны или рубашки с длинными рукавами, которые носят навыпуск и подпоясывают поясом, женщины – платье или юбку длиной ниже колена. Руки должны быть закрытыми. При встрече старообрядцы желают друг другу доброго здоровья, а на прощанье говорят: «Простите ради Христа». Поскольку старообрядческое сообщество немногочисленно, найти пару не так-то просто. Тут на помощь приходят достижения цивилизации в виде Интернета: у старообрядцев есть свои сайты знакомств.
У старообрядцев высок культ семьи, подчёркивает Игорь Бабаев. За прелюбодеяние – длительная епитимья, которая предусматривает различные ограничения. Аборты и средства контрацепции под запретом.
Среди старообрядцев немало коммерсантов, но они никогда не будут торговать табаком или алкоголем, то есть товарами, которые наносят вред людям, отмечает Игорь Михайлович. Осторожно относятся старообрядцы и к спорту, используя его только для укрепления здоровья, а не ради кубков и медалей.
– Что тебя толкает заниматься спортом: здоровье или желание взойти на победный пьедестал? Если последнее, то это гордыня и тщеславие, а, значит, грех, – поясняет Игорь Бабаев. – Всё должно быть в разумных пределах. Девочкам не благословляется заниматься некоторыми видами спорта, где присутствует открытое тело – например, художественной гимнастикой.
Старообрядцы – не дремучие люди, отрицающие прогресс, улыбается Игорь Михайлович, который, к слову, имеет несколько высших образований, работал в школе, на комбинате. Вернувшись в педагогику, стал заниматься астрономией и ракетомоделированием с детьми. В настоящее время активно участвует в проекте «Реактивная лаборатория».
– Среди современных старообрядцев немало людей с высшим образованием, – отмечает Игорь Бабаев. – Есть профессора, доктора наук. Наука и религия – это две параллельные линии. Наука – это то, что мы можем изучать и доказывать, а религия – это духовный мир, который не требует доказательств и обоснований. Наука – это, прежде всего, средство для познания Божьего мира, способ укрепления в вере. Чем больше узнаю об устройстве Вселенной, тем более укрепляюсь в своей вере, нахожу больше доказательств Божьего бытия в мироустройстве.