В июне в благотворительной организации «Счастливое детство» завершился психологический проект, направленный на помощь неблагополучным семьям Магнитогорска. Его руководителем выступила детский психолог и мастер игротерапии для детей и взрослых Ольга Петушкова. В течение нескольких месяцев она работала с подростками, а также их мамами и папами, помогая им наладить взаимопонимание.
– Этот проект стал возможен благодаря поддержке благотворительного фонда «Металлург», – рассказывает Ольга Геннадьевна. – Его руководство впервые выступило в роли грантодателя, организовало конкурс социальных проектов «Сплав добра и дела», и я вошла в число его победителей. Выиграла в номинации «Мой мир – семья», а сам проект назвала «Тепло родных сердец».
Идею поучаствовать в конкурсе Ольге Геннадьевне подала руководитель «Счастливого детства» Дина Воронкова. С этой организацией Петушкова сотрудничает уже долгое время: проводит групповые занятия с ребятами по программе развития эмоционального интеллекта. Звучит необычно, возможно, даже немного странно, но по своей сути данное направление психологии – целая наука.
– В её основе умение видеть и понимать эмоции, – объясняет Ольга Геннадьевна. – Как свои, так и других людей. Также важен навык управления своими эмоциями и взаимодействия в социуме. Это достигается путём погружения в себя, осознанием того, что происходит с тобой здесь и сейчас. Существует специальная «пирамида повелителя эмоций», где есть мысли, эмоции и поступки. И мы учимся соединять их в одно целое, но отталкиваемся не от мыслей, а от того, что чувствует ребёнок в данный момент. Это хорошая профилактика буллинга, агрессивного поведения, непослушания и капризов.
По словам психолога, эмоциональный интеллект нужно развивать всю жизнь. Главное – правильно запустить этот механизм, чтобы дети, к примеру, не путали страх со злостью, понимали, что именно стоит за обидой.
Проект «Тепло родных сердец» состоял из еженедельных занятий. По четвергам Ольга Геннадьевна проводила встречи с подростками, а по пятницам – с их родителями.
– Мамам и папам, прежде всего, нужно было проработать свои установки и убеждения, – продолжает Петушкова. – Очень часто они воспитывают детей точно так же, как когда-то воспитывали их. Проявляют излишнюю твёрдость или мягкость, многие грешат гиперопекой.
Важно понимать, что неблагополучная семья – это необязательно безработные, пьющие или употребляющие запрещённые вещества родители и дети-беспризорники. Здесь уже налицо все признаки группы социального риска, и такими «ячейками общества» должны заниматься специальные службы. А Ольга Геннадьевна работает с теми семьями, в которых нарушены детско-родительские отношения.
В проект ребята попадали по результатам тестирования. Петушкова ходила по школам левобережья, просила учащихся ответить на ряд вопросов и уже на основе этого проводила индивидуальные беседы и предлагала поучаствовать. Также Дина Воронкова рассказывала о проекте подросткам, которые сами посещали центр «Счастливое детство». В результате сформировалась солидная группа детей и родителей, которые больше полугода плодотворно трудились над отношениями в семье.
– Заключительное занятие получилось просто прекрасным, – улыбается Ольга Геннадьевна. – Дети и родители разыгрывали сказку «Теремок» (0+), но с определёнными провокативными условиями. Так, заяц завидовал лягушке, поскольку та прыгает выше него, сама лягушка хотела съесть муху и так далее. Но самая главная проблема была, конечно, с медведем. И в результате дети и родители договорились, что для него построят отдельный дом. Причём они решили, что медведь и остальные животные будут не просто сосуществовать, но и сотрудничать.
Первый блин у Ольги Петушковой не вышел комом. Проект оказался успешен, и сейчас психолог полна новых идей. Так, она подала заявку на ещё один грант, причём на этот раз непосредственно от организации «Счастливое детство». Суть нового проекта – сплочение детей и родителей, однако не только мам и пап, но также дедушек и бабушек.
Связь между поколениями играет важнейшую роль в благополучии семьи.
– Также есть идея волонтёрского проекта для подростков, – добавляет Ольга Геннадьевна. – Он рассчитан на ребят, которые занимались по программе развития эмоционального интеллекта. Хочется познакомить их с активной и социально полезной деятельностью. Во-первых, они будут делать хорошие дела, а во-вторых, любому подростку необходима самореализация. В школе для этого не всегда есть условия, а детям необходимо воплощать в жизнь какие-нибудь интересные идеи, укрепляя веру в собственные силы и возможности.
Своей профессии Ольга Петушкова посвятила большую часть жизни. Она кандидат педагогических наук, доцент, долгое время заведовала кафедрой психологии развития личности в МаГУ. Затем оставила научную деятельность и ушла в практическую, основав школу развития эмоционального интеллекта, где также работает с детьми и их родителями. Порой ей достаточно провести с ребёнком и мамой пять–десять минут, организовать для них всего пару игр, чтобы дать несколько дельных рекомендаций. А несколько месяцев для профессионала – достаточный срок, чтобы привести отношения в семье к гармонии и порядку.