«Чел», «вайб», «кринж», «изи», «краш», «пруф», «чилить», «хейтить», «рофлить» – сыплется из уст современных детей.
– Ребята, почему «чел», а не «человек», «изи», а не «легко»? – спрашивают взрослые.
– Так быстрее.
– Так легче, – отвечают дети.
Что ж, пришло время устроиться поудобнее и затеять проект под названием «Удивительные слова», чтобы раскрыть подрастающему поколению всю прелесть русского языка и научить не бояться сложных путей для своей мысли, для своей речи.
В детской библиотеке № 3 стартом проекта стала беседа-практикум «В мире удивительных слов». Ребята узнали об истории создания общеславянской азбуки, развитии родного языка, людях, которые внесли неоценимый вклад в накопление, сохранение и передачу великолепной сокровищницы, название которой «Русский язык» – «великий, могучий, правдивый…».
Кирилл и Мефодий, Пётр I, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, В. И. Даль. Кто из них создал азбуку, кто ввёл буквы «э» и «ё», кто собрал двести тысяч слов и тридцать тысяч пословиц русского языка, кто сделал литературный язык более доступным и простым и был вовсе не против заимствованных слов? Теперь участники проекта знают ответы на эти вопросы.
Словесные игры «Слова из слова», «Придумай слово» помогают задуматься об удивительных возможностях языка, а задание «Запиши словечко» позволяет составить план для будущих встреч в рамках проекта, ведь предлагают и записывают ребята слова и выражения, которые вызывают их интерес: «бить баклуши», «сафьяновый», «куделька», а взрослые участники проекта (педагоги и библиотекари) хотят узнать, что значит «кринжовый»… Да, работы впереди много.
Каждый раз дети и взрослые будут вместе всесторонне исследовать выбранное слово с помощью словарей и других источников: толковать, расследовать происхождение, выяснять употребление, подбирать синонимы и антонимы, находить «родную» замену иностранным словам. В результате у участников проекта составится собственная «Энциклопедия удивительных слов», обогатится словарный запас и разгорится интерес к родному языку.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса», – прозвучала мысль классика русской литературы И. С. Тургенева в финале мероприятия.
Е. Н. Генералова, библиотекарь детской библиотеки № 3
МКУК «Централизованная детская библиотечная система» г. Магнитогорска