Чем больше политические и экономические события влияют на туризм международный, тем популярнее становится туризм внутренний. Благо, в России есть на что посмотреть – есть и леса, и моря, и горы, и города с уникальной историей и архитектурой, и разнообразные праздники и фестивали. Как при всём этом разнообразии отвлечь туристов от красот, к примеру, Санкт-Петербурга или Алтая, и увлечь красотами Урала, в частности – Магнитогорска? Легко. Ведь Урал с его природными богатствами, историей, легендами, промышленными гигантами – настоящая находка для путешественника.
Легендарный Магнитогорский металлургический комбинат, звёздная хоккейная команда «Металлург», уникальный городской курорт «Притяжение» – отвечая на вопрос, что вам известно о Магнитке, туристы, как правило, упоминают первыми именно эти городские бренды. А ведь есть ещё глубоко историческое наследие – Соцгород, посёлок Берёзки, памятники… Магнитогорску есть чем гордиться и что показать гостям. Но подготовлена ли соответствующая инфраструктура? Как выстраивать отношения с коллегами из других муниципалитетов, чтобы не конкурировать за туристов, а налаживать взаимовыгодное сотрудничество? Эти и другие вопросы были подняты на ежегодном заседании координационного совета по развитию туризма, состоявшемся в администрации города.
– Называем это «сверить часы» – подвести итоги, определить планы на следующий период, – уточнила заместитель начальника управления экономики и инвестиций Елена Зайцева. – Видим, что за последние пять лет выросла включенность бизнеса в процессы по развитию туристической привлекательности. Заседание проводится, в том числе, для того, чтобы показать предпринимателям, как, реализуя свои проекты, встраиваться в развитие внутреннего туризма.
Вопросами развития туристической привлекательности Магнитогорска администрация начала плотно заниматься около пяти лет назад.
За прошедшее время в городе появились интересные экскурсионные маршруты, познакомиться с которыми можно на туристическом портале visit.magnitogorsk.ru.
– Еще 4–5 лет назад, когда только-только заговорили о внутреннем туризме, все отнеслись к этому со скептицизмом. Где Магнитогорск – и где туризм? Кто к нам поедет? Но администрация города, Магнитогорский металлургический комбинат и ещё ряд предприятий провели серьёзную работу. У нас получилось развеять миф о том, что Магнитогорск – рабочий серый город. Во-первых, это очень молодой город, один из первых соцгородов, который живёт современной жизнью, где развивается спорт, где есть культура. Город с хорошими дорогами, с хорошими парковыми зонами. Соответственно, мы стали интересны для соседних городов, для многих федеральных проектов, – подчеркнула модератор заседания, заместитель главы города Александра Макарова.
Один из центральных докладов представила гостья из Челябинска, генеральный директор АНО «Центр проектного развития» Инна Хваткова. Организация проводит работу по повышению туристической привлекательности всей области. Хваткова, в частности, озвучила статистику, согласно которой в 2024 году регион посетило около восьми миллионов туристов. Из них 1,9 миллиона, что составляет 23 процента туристического потока, посетили Магнитогорск, 60 процентов приехали только на экскурсии, 40 процентов оставались в городе с ночёвкой.
Отметим, все средства коллективного размещения – гостиницы и отели – по новым правилам, до 1 сентября 2025 года должны были провести процедуру самоклассификации. По её итогам в Магнитогорске на данный момент официально работает 26 гостиниц и отелей.
– У вас 23 процента турпотока и всего семь процентов коллективных средств размещения, – уточнила Хваткова. – Надо с этим что-то делать.
«Центр проектного развития» занимается, в том числе, развитием гастрономического туризма, составлением гастропаспорта Южного Урала. В число гастрономических проектов вошла и магнитогорская «Солянка». Ставший уже традиционным фестиваль, изначально ориентированный на поддержку предпринимателей города, будет масштабирован до туристического события.
Магнитогорские компании вместе с 54 предприятиями региона принимают участие во всероссийской образовательной программе «Открытая промышленность» по обучению экскурсоводов работе на промплощадке. ПАО «ММК» вместе с ООО «Ситно» представили маршрут «Первые в Магнитке» в финале четвёртого потока программы. Дабы расширить промышленное направление, Инна Хваткова предложила организовывать активности на предприятиях по типу «Ночи в музее», которые привлекут туристов из близлежащих районов. В качестве точек роста для развития туризма она представила радиальные маршруты – когда турист может за неделю посетить с экскурсионными программами разные города области.
Кстати, предпринимателям на заметку: для того чтобы сделать интересный туристический продукт, можно даже не тратить личные и заёмные средства. Если проект будет интересен с образовательной, культурной точек зрения, на его создание через некоммерческую организацию можно получить федеральные и областные гранты, плюс – безвозмездную аренду. Понятно, что прибыль в таком случае нужно будет вкладывать на уставные цели НКО, но проект даст возможность и зарабатывать, и повышать туристическую привлекательность города. Подробнее об этом рассказал гость из Троицка Александр Ерахтин, председатель региональной общественной организации Центр поддержки гражданских инициатив. Именно так, на гранты, он основал туристический проект – действующий макет Троицкой крепости. Объект используется для проведения экскурсий, мастер-классов, а также различных событийных фестивалей, ярмарок, исторических реконструкций, в том числе вполне коммерческих. По такому же принципу воссоздана в Троицке усадьба Осипова, превратившаяся из «заброшки» в историческое пространство, включённое в список объектов культурного наследия.
Председатель Правобережного общества инвалидов Сергей Шлёнкин рассказал о проекте «Доступный туризм» для людей с инвалидностью. На грант губернатора организованы туры в Златоуст, Сим, Сатку, парк Зюраткуль, туры по «европейским» посёлкам – Париж, Кассель, Фершампенуаз. По каждой достопримечательности составлялся отчёт о её доступности для людей с ОВЗ. Руководитель информационного центра КЦПК «Персонал» Мария Пушкарская помогла в разработке тура «Стальной маршрут» – посещение площадки ПАО «ММК» для людей с инвалидностью. В рамках проекта комбинат посетили около ста человек с ограниченными возможностями здоровья, не только магнитогорцы, но и гости города.
На заседании говорили и о создании гастрономического календаря с блюдами, которые станут гастрономическими символами города. Представители ресторанов и кафе, принявшие участие в дискуссии, предложили рецепты «металлургических» десертов. А текстильное предприятие Магнитогорска рассказало о выпуске сувенирных шопперов – тканевых сумок с символикой города и кадрами с промплощадки.
– Пока выпустили партию очень небольшую, но готовы продолжить, – рассказали представители компании. – Наше упущение – не сделали вшивной ярлычок. Оказывается, для туристов очень важно, чтобы было написано, что сувенирная продукция сделана в Магнитогорске.
Обсудили и автобусные экскурсии. Сейчас они набирают популярность.
– В последнее время посыпались запросы из серии «А где у вас автобус, на который можно сесть, который повезет по городу»?– рассказала директор турагентства Юлия Аскерко. – Например, в Екатеринбурге на Плотинке стоит такой экскурсионный автобус. Решили тоже организовать сборную экскурсию для жителей и гостей города, которая будет проходить по расписанию.
Гид Екатерина Бессмертных отметила, как важно продумывать путь туриста.
– Как люди, приезжающие в Магнитогорск, должны узнать, что здесь есть? Не каждый турист на сайте администрации будет искать информацию. Людям нужна понятная программа на один день, с погружением, чтобы они могли посмотреть, потрогать, узнать, купить сувениры. Задача экскурсовода – разработать всесезонные маршруты. Задача города – чтобы он в любой период года был доступным, комфортным, безопасным. Работы много, впереди столетие Магнитогорска.
На заседании был поднят вопрос согласования событийного календаря на уровне области. Чтобы не получалось так, что знаковые и интересные для туристов мероприятия проходят в один день на площадках разных муниципалитетов. Также многие выступающие отмечали, что нужно наладить продажу сувениров на экскурсионных маршрутах. А исторические памятники оснастить информационными табличками. Администрация города занимается этим вопросом. Александра Макарова пообещала, что к 2027 году это будет сделано.
Кстати, в 2025 году Магнитогорский технологический колледж имени В. П. Омельченко вошёл в федеральный проект «Профессионалитет» в том числе по направлению подготовки «туризм и гостеприимство», а также по направлениям, связанным со сферой услуг. Это значит, что в скором времени в городе станет больше специалистов, которые смогут сделать Магнитогорск туристически ещё привлекательнее.