В конкурсах педагогического мастерства на сей раз выступают психологи. За звание сильнейшего они могут побороться раз в два года – номинация «Педагог-психолог» чередуется с номинацией «Педагог-дефектолог». В 2025 году из восьми участников первого этапа до финала дошли пятеро специалистов: психолог детского сада № 125 Мария Грицова, психолог школы № 47 Наталья Солдатова, психолог школы № 66 Елизавета Петрова, психолог школы № 54 Дарья Сошникова и психолог школы-интерната № 4 Александра Тельминова. Оценивали выступления конкурсантов методисты, представители профсоюзного комитета, руководители образовательных организаций и педагоги.
– На данный момент только в трёх школах города нет психологов. По закону об образовании, если в школе нет психолога, то психологическую помощь учащимся оказывает центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, – рассказала председатель жюри, руководитель центра Ирина Шнерх.
В обязанности школьного психолога входит консультирование детей, проведение коррекционных индивидуальных и групповых занятий по актуальным проблемам: детско-родительские отношения, тревожность перед экзаменами, подготовка к ЕГЭ, депрессия, буллинг. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи является службой психологического сопровождения образования города и координирует работу педагогов-психологов. Каждую пятницу они приходят на мастер-классы и семинары в центр по адресу: Суворова, 110. У каждого школьного специалиста есть координатор, определяющий, на какие темы нужно провести родительские собрания, какую диагностику для детей организовать.
В финале конкурса «Педагог-психолог-2025» участников ждали два испытания. Первое – грамотно провести «приём» мамы пятиклассника, сын которой, по легенде, начал проявлять агрессию по отношению к одноклассникам. Родительница настолько устала от вечных претензий, что вышла из родительского чата. Классный руководитель посоветовал ей сходить на консультацию к школьному психологу. Опять же по легенде, мальчик недавно пережил развод родителей, жил с бабушкой в деревне, пока мама работала и устраивала личную жизнь. И вот – переезжает в город, в новую семью. Нужно привыкать к новой школе, маленькой сестрёнке. К отчиму, который решил воспитать из пасынка «настоящего мужчину». В общем, ситуация хотя и вымышленная, но в целом довольно типичная. При этом коллеги, выступавшие в ролях мам, отыгрывали совершенно разные характеры. Одна всю вину перекладывала на школу и одноклассников, другая вообще не видела у ребёнка проблем, третья чувствовала бессилие и хотела помочь сыну. Конкурсанты должны были показать жюри своё умение налаживать доверительные контакты с клиентом, понимать суть проблемы, демонстрировать навыки эффективного общения и слушания, а также представить план дальнейшей работы. После перерыва психологам нужно было поделиться собственными методическими наработками, практическими приёмами.
Говоря о самых актуальных проблемах, с которыми дети сталкиваются в школе, Ирина Шнерх отметила:
– Буллинг проходит красной нитью. Центр провёл фронтальную диагностику по городу для того, чтобы выявить детей, подвергающихся травле, и оказать им психологическую помощь. А также подействовать на коллектив, потому что буллинг без взрослого не разрешится никогда. Бывает, выявляем и нарушения педагогической этики учителями. В таком случае выходим на педагогические коллективы с разработанным по данной теме практическим семинаром и показываем учителям их ошибки. Дети – это наша ценность. И наша задача – сохранить их психическое здоровье и сформировать комфортную образовательную среду.
Педагог-психолог школы № 47 Наталья Солдатова добавила, что работа школьного психолога заключается в том, чтобы создать психологически комфортные условия для всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.
– Проводим профилактику – как групповую, так и индивидуальную, организуем классные часы. Всегда выходим на родительские собрания, знакомим родителей с психологическими особенностями возраста. С педагогами работаем на педагогических советах по профилактике профессионального выгорания. Общешкольная диагностика позволяет выявить детей из групп риска. К нам может прийти ребёнок или родитель – с любой проблемой. Без психолога сейчас невозможно представить образовательный процесс.
– Такие конкурсы очень важны – вся методическая работа приходит в порядок, начинаешь задумываться о том, какого результата достиг за годы работы. Это даёт толчок к развитию, – уточнила специалист.
Итоги конкурса будут объявлены в начале марта на официальной церемонии подведения итогов конкурсов «Педагог года» и «Воспитатель года».