Никто не убедит меня в том, что стать хорошим социальным работником может любой. Для этого нужно любить людей. Что важнее – пожилых людей.
Любить щенков и малышей просто: милые и симпатичные, с перспективами на будущее, обожаемы всеми. Любить возрастных сложнее: и характер не тот, и естественные процессы не столь милы, да и радужных вариантов на будущее много меньше. Расстройства, капризы, изменения в поведении, вызванные болезнями или обидами. И того, и другого у одиноких бабушек и дедушек хватает.
Жизнь сегодня сильно отличается от патриархальной, когда жили огромными семьями, в одной избе. Детей или вовсе нет, или находятся далеко, часто в других городах и странах. Могут и вовсе «отказаться» от родителей – мол, «не дали всего», «не уделяли внимания» – или соблюдать дистанцию и видеться только по праздникам, изредка звонить…
Потребности стариков требуют каждодневного участия. И в магазин сходить, и с уборкой помочь, а если человек малоподвижен, то и с гигиеническими процедурами.
Обида у пожилых искренняя. На цены, размер пенсии, недомогания, оставивших родных – и высказывается всё это социальному работнику. Этот наделённый правами ухода и помощи человек становится полноценной заменой отсутствующих сына или дочери. Ему старики и о жизни рассказывают, и о том, как ночь провели – без сна, да в тревоге. Сближаются очень сильно. Дочь может раз в месяц приехать. А социальный работник – по графику, три раза в неделю. Недавно случай всем коллективом обсуждали, когда бабушка о смерти деда сообщила соцработнику сразу, в два часа ночи, а уж сыну – только утром.
За графиком посещений опекаемых в центре социального обслуживания населения благотворительного фонда «Металлург» следят строго
Создают максимально удобный для получателей услуг. Сиделки – помощники по уходу – и в субботу с воскресеньем на службы заступают: переворачивание больного в постели, смена подгузников, кормление – такие процедуры в выходные дни не отменяются. Представьте всё. Оцените, вы так работать сможете?
Анастасия Абдрахимова, проработавшая в уходе почти шесть лет, безошибочно определяет, сможет ли справиться пришедшая на стажировку женщина. «Сразу видно по выражению лица, когда первый раз наших лежачих видят. По уверенности прикосновения, по глазам. Или доброта в них отразится, или же брезгливость», – рассказывает мать двоих детей, сиделка Анастасия. Имя интересное. В переводе – «возвращение к жизни, воскрешение» или «возрождение». Так и в руках Насти бабушки лежачие «воскресают»: улыбаются чаще, кушают с аппетитом, о погоде поговорить желают. Им что солнце за окном, что снег – не так важно. Большинство лежачие, на улицу их вывозят только в самую хорошую погоду. Заменой дождику служит «тропический душ» – специально оборудованная душевая с огромной лейкой, создающей микроскопичекое комфортное распыление. Зона особенной заботы, отдельный этаж в доме «Ветеран» таким выделен.
У Насти Абдрахимовой под наблюдением 15 человек. Из них 11 уходовых, где забот чуть меньше. Помочь с приёмом ванны, еду принести, приготовить обед, убраться, в зависимости от объёма услуг по договору. Плюсом четверо лежачих. Здесь тяжелее, ведь перевернуть надо человека, который больше тебя килограммов на 20–30 весит. И сделать это минимум четыре раза в день. Накормить – а один сеанс приёма пищи длится не меньше 10–15 минут – все процессы замедленны, быстро тут не получается. Подгузники сменить, таблетки дать – смена пролетает как мгновение, хорошо, если чай попить удастся. «Домой уже без сил приходишь, уставшая до невозможности. Спасибо моей маме, она с нами живет, в быту помогает, – говорит Анастасия. – Она ещё молодая по меркам моих опекаемых, активная. Но утром, проснувшись, я думаю, что и как лучше сделать для немощных, бегу на работу с удовольствием».
Настю на такой работе родные увидеть не ожидали. Девушка в большом супермаркете работала, до заместителя руководителя доросла. Правда, и в магазине любимицей бабушек была. Всегда к ним подходила. помогала продукты на полках выбирать. Покупательницы её внимание, готовность мелкий шрифт на этикетках прочитывать, разговорчивость любили. Все пирожки да пироги домашние носили. «Вся смена угощалась», – вспоминает Настя. Уже тогда стало понятно, что с пожилыми ей легко, не в тягость. А про дом «Ветеран» от коллеги услышала. Подумала как-то, что, может, и стоит попробовать. Так и задержалась на работе. И уходить никуда не планирует: во все детали вникает.
Специалисты рассказывают, что одну бабулю родственники в дом поместили. Уже лежачую, да со свищами. Все назначения и лечения идут по распоряжениям врача, которые сиделки неукоснительно выполняют. Но результата не было, что немудрено – у старых людей со сниженным иммунитетом все заживления большего времени требуют. Сиделка Абдрахимова стала искать ответы во Всемирной сети, и после консультации с родственниками и врачом применили специальные прокладки. Раны затянулись.
Такой вот характер у Насти: неравнодушие и ответственность, забота и внимание
Не отработать – но вникнуть и понять. Не провести день и получить зарплату – а увидеть перспективу долговременного ухода. Продлить жизнь страдающих, сделать её комфортной. «Я мечтаю, чтобы наши бабушки жили в большом доме, с приусадебным участком. Чтобы и психологи, и юристы с ними работали. Чтобы нагрузка у нас была чуть меньше – и тогда каждому мы уделим больше внимания. Верю, что так и будет, не может же система стоять на одном месте», – признаётся Настя.
Изменить нагрузку не в воле руководителей ЦСОНа – здесь работают по стандартам Министерства социальных отношений области. И свой сквер есть у дома «Ветеран», с цветами и дорожками для прогулок. Юристы и психологи приходят, работают как волонтёры. Но, как знать, может, служба долговременного ухода, нацеленная на развитие практик активного долголетия, трансформируется в более совершенную? Пусть так и будет. Но уже сейчас очевидно, что прежде всего стране и городу необходимы такие добрые люди с заботливыми руками, как Анастасия Абдрахимова. Социальных работников и сиделок, самоотверженных, любящих людей, не заменит ничто. Ни столь популярный сегодня искусственный интеллект, ни роботы. Тут нужна человечность.