В магазинах «Спар» в зоне касс два ярких короба с надписью «Спасибо за помощь», рядом девочки-волонтёры выдают памятки – в них информация о том, какие продукты подходят для марафона добра. Главный принцип: нескоропортящиеся.
Каждый может купить банку тушёнки, зелёного горошка и прочих консервов, бутылку растительного масла, пачку крупы или макаронных изделий, конфет – и, положив в короб, помочь таким образом тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Инициаторы акции – фонд продовольствия «Русь» совместно с Магнитогорской епархией – раз в неделю будут вынимать продукты, собранные в коробах, и, формируя благотворительные наборы, раздавать их нуждающимся.
Фонд продовольствия «Русь» позиционирует себя не просто благотворительной организацией, а так называемым банком еды, который распространён на Западе.
– Там модно направление фудшеринга, или «спасения еды», этим и занимаются такие банки, – рассказывает руководитель Челябинского регионального фонда продовольствия «Русь» Татьяна Дорохова. – Технология «спасения еды» родилась в 50-е годы прошлого века, когда после войны хозяйство уже выправлялось, появлялись излишки производства, и при этом было много нуждающихся людей. «Банки еды» являлись некими «мостиками» между перепроизводством еды и её нехваткой. В России «банк еды» появился только в 2012 году, им и стал фонд «Русь», который активно работал с Челябинской областью, в частности с Магнитогорской епархией, а в начале прошлого года открыл региональное представительство – первое в стране.
По словам специалистов, нехватка продуктов питания – основная проблема попавшего в сложную финансовую ситуацию человека. К сожалению, таких семей немало и в России, и в других странах мира. Усугубила ситуацию пандемия, лишившая многих работы и доходов. И если во всём мире в подобных случаях фудшеринг на уровне «производитель–потребитель» становится главным благотворительным звеном, то в России фонду «Русь» по большей части пока приходится работать с неравнодушным населением и частными жертвователями.
– Потому что до сих пор производителям продуктов питания было невыгодно сотрудничать с нами, – объясняет Татьяна Дорохова. – Продукты, отданные нам для благотворительности, облагались налогом на добавленную стоимость, а это от десяти до 20 процентов, в зависимости от товарной категории. А выбрасывать излишки качественных продуктов можно бесплатно. И, тем не менее, многие производители шли нам навстречу, за что им огромное спасибо.
Только в прошлом году через «Русь» в помощь малоимущим семьям было передано восемь с половиной тонн качественных продуктов, из них шесть процентов – через челябинское отделение фонда. Если бы подобные филиалы открылись во всех субъектах страны, проблема нехватки еды была бы полностью решена в ближайшее время, считает Татьяна Дорохова.
– Крупы, макароны, консервы – это недорогие продукты, приобрести которые для других нам нетрудно. Зато те, кто попал в тяжёлую жизненную ситуацию, сэкономив на этих покупках, смогут позволить себе хоть немного мяса, рыбы и прочего, – говорит Татьяна Александровна.
Ирина Текслер, являясь председателем попечительского совета фонда продовольствия «Русь», также занимается делами ещё четырёх благотворительных организаций, потому с удовольствием дала старт благотворительному марафону и тоже приобрела продукты для нуждающихся.
– Приятнее дарить подарки, а не получать их, – говорит Ирина Николаевна. – Только что мне пришла радостная новость: после многочисленных просьб Министерство финансов подписало законопроект об освобождении производителей от НДС на продукты, переданные на благотворительность. Это, уверена, откроет новые горизонты помощи тем, кто нуждается. Увы, всегда есть люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и все они могут обратиться напрямую в фонд «Русь» или в Магнитогорскую епархию с просьбой о помощи, никому отказа не будет. Верила ли я, что всё получится, когда приступала к этому проекту? Да. Вот у меня на руке браслет благотворительного фонда «2020», на нём выгравирован девиз: «Всё когда-то было просто идеей». А сегодня вы видите полные короба продуктов и, уверена, южноуральцы, которые известны своей отзывчивостью, добротой и открытостью, продолжат этот марафон добра.