Конференция проводится в рамках Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации. В последние годы гуманитарные науки становятся всё более междисциплинарными, объединяя знания из лингвистики, истории, телесной коммуникации, визуальной культуры и многих других областей. Поэтому встреча объединяет учёных-гуманитариев, приверженцев различных теоретических подходов, разделяющих взгляд на современное гуманитарное знание с учётом влияния процессов глобализации и развития информационных технологий.
– В основу всех наших обсуждений мы хотели положить размышления о человеке, – сказала в приветственном слове директор Института гуманитарного образования Татьяна Абрамзон. – Кажется, что все знают, кто такой человек. Но на самом деле не всё так просто в наше время. Это не только тот, кто обладает даром слова, речи, но и, как говорил Сергий Радонежский, нужны смыслы: «человек – существо взыскующее смысла». Нам важно понимать: а зачем?
Чтобы обозначить главные направления исследований, определили несколько направлений, которые предстояло рассмотреть на конференции. Это «Человек плюс слово»: обмен мнениями по широкому кругу теоретических и методологических проблем когнитивной лингвистики, включая прагматику, дискурсивный анализ, переводоведение, терминологию, лингвокультурологию, теоретические аспекты метафоры, взаимодействие языка и мышления, способствующие дальнейшему развитию когнитивной лингвистики, включая междисциплинарные научные связи.
Другое направление – «Человек плюс движение»: о двигательной культуре в системе гуманитарного образования. Танец и хореографическое искусство традиционно преподавались в учреждениях среднего и специального образования, но только недавно вошли в программы российских университетов. Участники секции обсудили место предмета «Изучение танца и двигательной культуры» в ряду гуманитарных дисциплин, а также то, что даёт овладение теорией танца как профессиональным танцорам, так и студентам других гуманитарных специальностей.
Третье исследуемое направление – «Человек плюс история».
– В течение последних двух столетий историческая память служила для построения нации, а также поддержания этнической идентичности посредством различных памятных практик, – считает Татьяна Абрамзон. – Публичные мероприятия с целью прославления прошлого или памяти жертв стали одной из стратегий политической легитимации. Травма и ностальгия служат опорой национального субъективного восприятия и выбора героев и врагов. Сложные исторические личности очищаются, чтобы избежать нежелательной напряжённости в стране. Войны, геноциды, вынужденные миграции, пандемии являются доминирующими темами 21-го века.
И ещё одно направление, активно обсуждаемое в ходе конференции на пленарной сессии, мастер-классах и лекциях, – «Человек плюс имидж». Здесь участники обсудили широкий спектр теоретических и практических проблем в области визуальной культуры, которая сосредоточена на социальных функциях и структурных особенностях различных визуальных медиа и технологий визуализации от живописи и фотографии до кино и виртуальных пространств. Основная теоретическая предпосылка раздела состоит в том, чтобы рассматривать визуальные образы как самостоятельную сферу смыслообразования по отношению к языку, который обладает своими собственными коммуникативными и когнитивными возможностями.
Среди приглашённых спикеров международного форума – известные учёные из Москвы, регионов России и зарубежные гости. Каждому из них было что рассказать и показать на мастер-классах преподавателям и студентам гуманитарного профиля, о чём поспорить, порассуждать, что обсудить. По видео-связи участников конференции приветствовал доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и права Ляониньского университета науки и технологий Гуо Хаомяо. В офлайн-формате присутствовали президент национальной ассоциации каратэ Алексей Долгов, доктор филологических наук, профессор АРГУ имени К. Жубанова (Казахстан) Сабира Исакова, доцент кафедры истории и культуры Японии МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Горбылёв.
– Это очень важно – давать определённые установки подрастающему поколению: что такое хорошо и что такое плохо, что можно, а что нельзя, – считает Алексей Долгов. – К сожалению, уже несколько поколений не могут чётко определить, как в этом мире нужно жить. Проблема общества сегодня – это проблема семьи. Неправильные с точки зрения истории, морали установки, которые получает ребёнок с детства, отсутствие ясного понимания, что мы за сообщество, куда мы идём, заводит порой не туда, куда нужно. За тридцать лет ценности поменялись. И если мы действительно хотим увидеть светлое будущее для наших детей, мы должны сформировать правильные направления во всей системе образования. И над этим нужно серьёзно работать.