В Магнитогорске стартовала кампания «#мотовелосим», направленная на профилактику нарушений правил дорожного движения водителями СИМ и мотовелотехники.
Весь прокатный сезон сотрудники Госавтоинспекции Магнитогорска будут проводить рейды на оживлённых перекрёстках города с целью выявления правонарушений лицами, управляющими средствами индивидуальной мобильности. СИМы, как и в других крупных российских городах, стали настоящей головной болью для городской инфраструктуры. Первый рейд состоялся в прошлую среду на пересечении дублёра улицы Завенягина и бульвара Огни Магнитки возле ТРК «Семейный парк».
Бульвар Огни Магнитки – излюбленное место для «покатушек» на самокатах и велосипедах.
Там даже выделена специальная велодорожка, правда, разделение весьма условное – самокатчики используют пешеходную зону для проезда, а пешеходы велосипедную – для прогулок. Если же говорить о более серьёзных нарушениях: проезде на СИМ по пешеходному переходу, катаниях вдвоём, а то и втроём на одном самокате – соблюдающих правила будет гораздо меньше, чем нарушителей.
– Бывало, что на пешей прогулке с детьми здесь же, по бульвару, приходилось уворачиваться от самокатчиков, едущих на большой скорости, – говорит принимавшая участие в рейде социальный педагог школы № 14 Светлана Чикунова. – Чаще, конечно, нарушают подростки. Мы организовали «Школу светофорных наук», проводим с учащимися инструктажи по технике безопасности, изучаем ПДД, в том числе и правила, касающиеся езды на самокатах и велосипедах. Наши ученики почти не нарушают правила дорожного движения, в этом году поступило всего два рапорта из Госавтоинспекции за неправильный переход через дорогу. Конечно, по обоим случаям были проведены беседы и внеплановые инструктажи с привлечением сотрудников ГАИ.
Также в рейде принял участие Андрей Огнёв, специалист службы безопасности кикшеринговой компании Woosh, которая организует прокат электросамокатов в Магнитогорске. В этом прокатном сезоне, как и в прошлом, компания выставляет для пользования порядка 1000 самокатов на город. По правилам, скачать приложение, через которое можно взять самокат в аренду и оплатить поездку, могут только совершеннолетние – при регистрации приложение просить указать, есть ли пользователю 18 лет. Но никто не мешает подростку поставить галочку «да» – всё «на честном слове». Чем дети активно пользуются.
– Нарушения есть, но мы и собираемся для того, чтобы их стало меньше, – уточняет Андрей Огнёв. – Система тоже совершенствуется, в дальнейшем планируется, что она сможет распознавать, когда на самокате едут двое, и автоматически завершать такие поездки.
Пока «система совершенствуется», от противоправных действий самокатчиков продолжают страдать люди.
В 2025 году прокатный сезон только-только начался, а уже в результате встречи с электросамокатчиком есть один пострадавший.
ДТП произошло вечером 29 марта в районе дома № 69 по проспекту Ленина. Водитель самоката наехал на поводок, в результате женщина, гулявшая с собакой, упала и травмировалась. Самокатчик же с места происшествия скрылся. Сотрудники Госавтоинспекции обратились в сервис аренды Woosh, там им дали сведения о том, какие пользователи передвигались во время происшествия на данном участке, виновника удалось оперативно установить.
Компания Woosh также занимается профилактической работой. «Полевая команда», обслуживающая прокатные самокаты, проводит фотофиксацию нарушений с указанием времени и места, а также номера прокатного самоката, благодаря чему легко можно выяснить аккаунт нарушителя. Информация поступает в чат-бот компании, и принимается решение о наложении штрафных санкций. Что касается нарушения возрастного ценза при использовании прокатного СИМ, в случае, если произойдёт какой-то дорожный инцидент на таком самокате и выяснится, что им управлял несовершеннолетний, на аккаунт, опять же, будет наложен штраф. А вообще всё идёт к тому, что регистрировать пользователей начнут по паспорту. Непонятно, правда, почему это до сих пор не стало правилом, причём железным.
В 2024 году на территории города было зарегистрировано 31 дорожно-транспортное происшествие с использованием средств индивидуальной мобильности, в том числе девять – с участием несовершеннолетних. В результате произошедших ДТП травмы различной степени тяжести получили 22 человека.
– Более 70 процентов ДТП произошли на кикшеринговых самокатах Woosh, – уточняет инспектор группы пропаганды БДД отдела Госавтоинспекции УМВД России по Магнитогорску лейтенант полиции Татьяна Андриянова.
– На электросамокат у нас запрет, – говорит секретарь общественного совета при МВД Елена Карук, мама 12-летней дочки. – Считаю, что как минимум до 18 лет не стоит садиться на электросамокат. Дети всё равно относительно неаккуратны, невнимательны, поэтому пока не разрешаю использовать подобные средства передвижения. Обычный самокат или велосипед – пожалуйста, но правила дорожного движения соблюдать также необходимо. Сама я катаюсь на электросамокате, но только в отведённых для этого местах, с соблюдением скоростного режима, спешиваюсь на пешеходных переходах, соблюдаю все правила.
Подводя итоги первого в текущем году рейда, в Госавтоинспекции сообщили: на пешеходных переходах дежурили три экипажа ГАИ, всего за один час инспекторами было составлено 16 спецсообщений по несовершеннолетним, управляющим самокатами с нарушениями ПДД: дети не спешивались на пешеходном переходе, катались вдвоём. Также было проведено более 60 профилактических бесед. Кампания «#мотовелосим» продлится до 27 октября. Профилактические рейды по соблюдению водителями СИМов правил дорожного движения будут проводиться не реже двух раз в месяц.