Магнитогорцев волнует экономика, ЖКХ, политика, социальная сфера и даже оборона. По этим вопросам в первом квартале 2021 года в городскую администрацию поступило 1479 обращений. Власти поддержали 407 из них, а в остальных случаях дали «ответы разъяснительного характера».
Люди часто пишут в государственные органы, ведомства и требуют устранить, исправить, помочь. Мало кто умеет делать это правильно. Общественник Антон Буслов назвал такие попытки: «Что-то по форме напоминающее объяснительную директору, а по содержанию – плачь Ярославны». Он дал советы, как достичь хорошего результата, если решили писать властям.
«Общественная деятельность связана с тем, что приходится общаться с разными чиновниками и пытаться от них чего-то добиться, – объяснил Антон. – Я добился того, чтобы в Воронеже начали возрождать троллейбус, который там тихо помирал, потом в Самаре разом добился отмены запрета на фотосъёмку в метро, снижения цен на маршрутках, установки дополнительных отопителей в салонах трамваев. Поднаторел, выработал свой метод. Я не правозащитник (от этого слова коробит немного) – просто «профессиональный» жалобщик, и преисполнен уверенности, что защищать собственные права в России не только нужно, но и возможно каждому».
Буслов подчеркнул, что граждане любят в обращениях обвинять власть. Чаще всего в коррупции и личном интересе. Например, когда в Самаре повысили тариф на проезд, горожан не волновала экономическая подоплёка вопроса, уровень инфляции. Люди были убеждены, что самарские чиновники всё разворовали. Когда гражданам не нужны доводы, они пишут обращения не для того, чтобы узнать правду, а чтобы выразить презрение властям. Так они чувствуют себя борцами.
«Я рассказываю, как добиться результата, а не как встать в красивую позу. Работа по любому обращению начинается с того, что надо определить, кто же отвечает за его рассмотрение, – подчеркнул Антон. – Писать лучше сразу ответственному лицу, а не президенту, премьеру или в Генеральную прокуратуру, если, конечно, вы решаете локальный вопрос, а не то, что входит в их сферу ответственности».
Как узнать, кто за что отвечает?
Чтобы читать законы, не надо заканчивать юрфак и быть практикующим адвокатом. В 99 процентах случаев всё прозрачно и понятно, а юристы живут оставшимся одним процентом и ещё тем, что люди обычно не берут на себя труд читать законы.
Важно понимать, что местные законы отличаются от города к городу и могут противоречить федеральным. Если муниципальный закон противоречит федеральному, то муниципальный закон должен быть отменён. Когда думаете, кому отправить жалобу, определитесь, какой уровень власти на этот вопрос отвечает. В большинстве случаев речь идёт не о политике, и поэтому отвечает муниципалитет.
«В рамках муниципалитета необязательно писать всё мэру – эффективней разобраться с тем, кто отвечает на этот вопрос в администрации, – уточнил Антон. – У всех органов власти по закону должны быть свои сайты, а на сайтах, опять же по закону, должны быть представлены структуры администрации. На этих страницах есть такие документы, как «Положение о…». В них подробно перечислены вопросы, за которые орган несёт ответственность. Итак, нашли ответственный орган. Даже нашли, как зовут начальника. Начинать надо с основания, по которому пишем письмо именно этому чиновнику: «В соответствии с Положением о…». То есть, даём понять: мы точно знаем, что вопрос именно его».
Надо жаловаться на конкретное нарушение
У нас в стране очень много законов, без них нельзя ступить и шагу, напоминает Антон Буслов. Поэтому должны сами найти закон, который чётко говорит, что права нарушены. Как искать? «Яндексом» и логикой. Подумайте, как бы вы назвали закон, рассказывающий о том, на что вы жалуетесь. Водитель курил в маршрутке? Ищем закон об ограничении табакокурения. Первая строка «Яндекса» говорит, что закон на самом деле называется «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма», и даёт текст. У вас отказались принять купюру в тысячу рублей, ссылаясь, что размен – это ваша забота? Ищем закон о торговле. Очень помогут сервисы «Гарант» или «КонсультантПлюс».
Но есть особый класс законов, именуемых Кодексами. В них уйма полезной информации, так что первым делом надо поискать ответ на вопрос именно там: Кодекс об административных правонарушениях, Жилищный, Гражданский, Трудовой кодексы и так далее.
Найдя закон, регламентирующий вопрос, можно продолжать составлять письмо. Оно будет примерно в такой стилистике: «В соответствии с ФЗ № 999-ФЗ статья 6, пункт 4, солнце «должно иметь круглую форму и жёлтый оттенок», однако в Урюпинском районе Волгоградской области с 12 апреля солнце представляет собой синий квадрат». Таким образом, вы указываете на суть нарушения и говорите, какой закон нарушен. Чиновнику останется только убедиться, что верно процитировали закон.
Чего вы, собственно, хотите?
Писать лучше по пунктам. Например: «В связи с изложенным прошу: 1) провести проверку по данному обращению, установить виновных в нарушении; 2) обеспечить выполнение такого-то пункта, такой-то части, такого-то закона; 3) ответить на данное обращение письменно в установленный законом срок».
Следует учесть и ещё несколько важных вещей. Никогда не пишите больше полутора страниц текста А4, причём 14-м шрифтом. Если надо, делайте приложения к письму, но будьте готовы, что их не прочитают.
Пишите в соответствии с законом о порядке рассмотрения обращений граждан. Важно понимать, что это деловое письмо – необходимо соблюдать соответствующую стилистику. Даже если адресат вас замучил, письмо должно быть вежливым. Грубые обороты недопустимы, потому что не повышают ценность письма.
«Когда станете перечислять, чего вы хотите, употребляйте оборот «Прошу вас», и ни в коем случае не пишите «Требую» – это читается ужасно комично и сразу выдаёт человека, ждущего отписку, – подытожил Антон Буслов. – Переписка – увлекательный квест. Не получили нужного результата с первого письма, напишите второе, но улучшенное. Вам будет очень приятно, когда разгадаете, как собирается эта головоломка».