Меньше жители региона стали жаловаться на оказание предпринимателями разных услуг, хотя в общем объёме обращений они занимают половину. Доля обращений на розничную торговлю увеличилась – это связано с нарушением прав потребителей при заключении договоров через Интернет. Вы общей массе это треть всех жалоб.
Значительно уменьшилось количество обращений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытовых, финансовых и медицинских услуг. На туристические услуги и услуги связи количество жалоб остаётся на том же уровне.
В 2022 году количество внеплановых проверок и административных правонарушений по обращениям граждан снизилось на 36 процентов. Соответственно меньше составлено протоколов об административных правонарушениях и вынесено постановлений об административном наказании.
– Проведение контрольно-надзорных мероприятий ограничено постановлением Правительства РФ, – напомнил заместитель управления Роспотребнадзора по Челябинской области Владимир Ефремов. – Поэтому Роспотребнадзор использует новые формы проверок. Специалистами управления проведено 363 наблюдения за соблюдением обязательных требований, 314 внеплановых проверок. В адрес продавцов и исполнителей направлено 964 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований. Кроме того, специалистами по защите прав потребителей проведено 103 профилактических визита и 65 консультаций.
При ограничении контрольно-надзорных функций увеличилась гражданско-правовая защита граждан. В суды в защиту прав и законных интересов граждан подано 129 исков, что на 47,3 процента больше по сравнению с 2021 годом. По 222 заключениям присуждено выплатить 20,920 миллиона рублей.
В Едином консультационном центре Роспотребнадзора консультации по интересующим вопросам защиты прав потребителей в 2022 году получили 1327 потребителей. На горячую линию поступило 172 звонка. Потребители имеют возможность обратиться в Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Здесь размещены нормативные документы по защите прав потребителей, о нестандартной продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов, о статистике, судебной практике по вопросам прав потребителей. В системе можно найти образцы претензионных и исковых заявлений, памятки и обучающие видеоролики. В разделе «Виртуальная приёмная» можно оставить вопросы по качеству и безопасности товаров, работ и услуг, на которые специалисты подготовят ответ в кратчайшие сроки.