"Металлинка! Привет из Златоуста! Нам понравилось. Спасибо, что ты есть", - на прощание написали на листе пожеланий маленькие участники XII всероссийского отраслевого конкурса детского творчества. Другие, похоже, из числа призеров, вторят: "Как хорошо, что есть такой праздник: сидишь на креслах и слушаешь, кто выиграл".
Сладкой музыкой звучали на конкурсе не только имена победителей. Все, что творилось на сцене двух городских Дворцов культуры металлургов с воскресенья до вторника, способно привести в трепет самое зачерствевшее сердце. Ребятня из металлургических и горнодобывающих центров страны фестивалила в хореографии, театре мод, оригинальном жанре и вокале. И репертуар был самый современный, но и - детский. "Не "Бумер" какой-нибудь", - прокомментировал один из членов оргкомитета.
Чего стоит одна Дарья Демченко - девочка на шаре, а если в терминологии - эквилибристка с хула-хупами, из липецкого народного цирка "Юность". Кружилась сама на вертящейся сфере, крутила десяток колец на руках и поясе, юбочка порхала вокруг талии - прелесть, какая круговерть. По итогам конкурса у Даши спецприз фонда милосердия и духовного возрождения горняков и металлургов "Сплав". Я любовалась ладненькой девятилетней циркачкой с трехлетним цирковым стажем. И вспоминала, как она перед выступлением тщетно проталкивала несговорчивый шар в узкую створку двери за кулисами Дворца культуры металлургов имени Орджоникидзе, где состоялся гала-концерт. Взрослые, видя борьбу малышки с реквизитом, растворили дверь пошире.
Как оказалось, это не первый шаровый каприз: Даша с руководительницей "Юности" Юлией Ишмановой и делегацией Липецка изрядно натерпелись, доставляя его на перекладных в поезде. В вагонные двери он не входит, и руководитель делегации Сергей Ташинов договорился, чтобы упрямца приютили в вагоне-ресторане. Даша его там навещала: как-никак больше года потратила на подготовку номера с круглобоким партнером.
На обратном пути Дашиных спутников - членов липецкой делегации - ждет еще одно испытание. Мало того, что все купе заполнено реквизитом, а шару снова предстоит ехать в отрыве от своих, куда-то придется втиснуть еще и приз - телевизор. Правда, своя ноша не тянет, а с коробками наградной аппаратуры возвращаются многие делегации. Не пугают даже дорожные трудности: большинство добираются с пересадками, и никого не удивляют истории разных лет - о путешествии делегации Хакассии, когда удалось выбить прицепной вагон до Оскола, и об отказе оргкомитета в приглашении коллективу из Нижнего Тагила из-за невозможности выехать днем: речь - о детях.
Кстати, Дашин тренер Юлия Ишманова тоже начинала в цирке малолеткой - в первом классе. Теперь руководит студией. Не такое уж детское дело выполняют дворцы, представившие детское творчество на "Металлинке-2009", если на их "несерьезных" занятиях формируются профессии, увлечения и приоритеты на всю жизнь. И надо слышать, как несмышленыши осведомлены о ключевых вопросах в сфере, где трудятся их родители. Совсем "мелкие" Соня Гусева, Катя Лифинцева, Степан Арбузов, Арсений Сараскин, Никита Манаев - гран-призеры конкурса из младшей группы "Мажорики" гайского театра песни "Сюрприз" - наперебой расшифровывали мне аббревиатуры названий предприятий в их городе: родители там работают. Гран-призеры из Гая признались: они на конкурсе третий раз, и их младшая группа прежнего состава в свое время так же стартовала на "Металлинке", а потом понеслось - Германия, Словакия, Болгария. Это - о роли и перспективах Дворцов культуры в металлургической и горнодобывающей отрасли: они формируют культурный слой в пролетарских городах.
Между тем представители организаторов конкурса - горно-металлургического профсоюза России и уже упомянутого фонда "Сплав", хорошо владеющие ситуацией, с болью рассказывали о печальной тенденции: предприятия отказываются от своих досуговых учреждений. Одни, как Северсталь, передают их в муниципальное ведомство на скромный паек, другие, как Иркутский алюминиевый завод, законсервировали. Чтобы выжить, дворцы переходят на организацию кассового досуга. А там не до детей.
Магнитка на этом фоне радует вдвойне. Для сравнения, Выкса, которой выпало принимать будущую "Металлинку", уже призналась: не потянет. В свете этой информации многое читается между строк в реплике директора фонда "Сплав" Людмилы Чиграй: "В этом сезоне в "Металлинку" впервые влились четыре новых коллектива. Значит, тактически правильно были составлены письма руководителям предприятий, профкомов и дворцов".
А ОАО "ММК" вместе с профсоюзной организацией, в соответствии с принятыми еще в прошлом сезоне обязательствами, приняли делегацию из двухсот детей и нескольких десятков взрослых: поселили на базе отдыха "Березки", обеспечили экскурсию по Магнитке, отдых в городке аттракционов и аквапарке. Большинство малышни в аквапарке побывали впервые - потом пищали от восторга при одном только упоминании о нем. И за творческую составляющую краснеть не пришлось: магнитогорские дворцы бросили лучшие силы на встречу и прощание с конкурсом. Настолько лучшие, что хозяйка праздника - Магнитка - обогнала гостей по числу наград. Даже у фаворитов конкурса - челябинцев - их четыре, а у наших - шесть. И на собственные поощрительные шаги Магнитка не скупилась. К примеру, Дворец культуры металлургов имени Орджоникидзе учредил собственный приз - он достался белорецкой вокальной студии "Фантазеры". Об уровне приема и качестве творчества все гости отзывались исключительно восторженно. И первые лица города и области не обошли конкурс вниманием: на открытии "Металлинки-2009" прозвучали приветственные адреса губернатора Петра Сумина и президента управляющей компании ММК Виктора Рашникова.
У каждого была своя оценочная шкала: семилетнюю Алису Бабушкину из Белорецка поразило лазерное шоу на церемонии открытия, кого-то из взрослых в толпе - аппаратура: "Каждый инструмент прослушивается", а вся детская аудитория на закрытии "делала волну" просто от хорошего настроения. Главное, было за что поблагодарить магнитогорских устроителей "Металлинки". Благодарности звучали многократно: в адрес руководителей Магнитогорского металлургического комбината, профсоюза предприятия и областного профсоюза, руководства и коллективов дворцов. Заместитель председателя горно-металлургического профсоюза России Ирина Леденева, несколько дней исполнявшая протокольные роли и участвовавшая в таких серьезных мероприятиях, как встречи с металлургами, на церемонии прощания вместе с залом попросту прокричала "Виват!" Дворцу культуры металлургов имени Орджоникидзе и его директору Светлане Будановой. Была и официальная оценка: Светлане Георгиевне, а также председателю комбинатского профкома Александру Дерунову и работнику аппарата профкома Светлане Лисуновой, председателю областной организации ГМПР Юрию Горанову вручили благодарственные письма ГМПР.
В будущем году конкурс переселится в Москву или Подмосковье и будет застрахован от ежегодного поиска пристанища. Переезд в столицу продиктован и транспортными соображениями: надо признать, что добираться до Магнитки не всякому сподручно. И хотя география XII конкурса достаточно обширна - она захватывает ареал от Липецка до Алтая, все же большинство делегаций представляют Урал и соседние территории: Каменск-Уральский, Верхнюю Пышму, Гай, Миасс, Белорецк, Златоуст, Верхний Уфалей. Через год посмотрим, кто сумеет дотянуться до столицы. А Магнитка, вероятно, передаст столице эстафетную палочку в качестве почетного гостя, как в этом сезоне это сделали липчане - прошлогодние хозяева конкурса.
Пока Магнитка может скромно похвастаться, что ее металл разъехался по всей стране еще и медалями и что она принимала у себя всероссийский конкурс со столичной пропиской. А "ММ" вместе с медиа-холдингом "ОАО "ММК" - что помогал ей в этом.