Каждые три минуты на дорогах России происходит одно ДТП. Каждые полчаса гибнет человек. За год "дорожная война" уносит около 30 тысяч жизней, что сопоставимо с населением малого города.
Если быть точным, в 2010 году под колесами погибло 26567 человек. Ранения различной степени тяжести получили 250635 человек - это чуть больше половины населения Магнитогорска. Цифры за прошлый год еще не появились на официальном сайте МВД.
На месте ДТП
Лепту в общероссийские показатели исправно вносит и Магнитка. Отделение пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по Магнитогорску подвело итоги прошлого года. Чтобы составить объективную картину степени безопасности магнитогорских дорог, сравним данные года минувшего с показателями 2010 года. В прошедшем году зафиксировано 312 ДТП, что на 16 случаев меньше, чем в 2010. Но аварий со смертельным исходом больше: 21 случай, в 2010 - 17. Ранения получили 308 и 333 человека соответственно. По вине пешеходов произошло 143 ДТП, в 2010 году этот показатель был значительно выше - 196. Из них 19 "безлошадных" находились в нетрезвом состоянии, в позапрошлом году таких было 18. Алкогольное опьянение водителей стало причиной ранений 32 пешеходов, в позапрошлом году - 28. 47 водителей и скрылись с места происшествия. Пока не удалось разыскать лишь шестерых. В 2010 году место ДТП оставили 48 человек, семерых продолжают искать. Процент раскрываемости чуть больше 80 процентов.
Бесстрастная статистика обретает конкретику в судебных приговорах. В конце прошлого года в суде Правобережного района состоялся процесс над 30-летним Андреем Ларюшиным, которого обвиняли в совершении преступления, подпадающего под квалификацию части 4 статьи 264 УК РФ "нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека". Жертва - Анастасия Лопухова - погибла на месте происшествия. Красивая, умная, трудолюбивая. Училась на филологическом факультете, сдавала летнюю сессию…
Трагедия произошла на проспекте Карла Маркса 11 июня 2011 года около 11 часов вечера. Очевидец, водитель "Жигулей", так обрисовал картину происшествия: "Проезжая отрезок дороги от Сталеваров к Завенягина, заметил, что за пешеходным переходом остановился автомобиль "ВАЗ-2107" белого цвета, из которого вышла девушка. Увидев, что она собирается переходить дорогу по пешеходному переходу, остановился. Дождался, когда она минует мой автомобиль, и поехал. Через несколько секунд услышал удар. Мимо меня, по средней полосе на скорости не менее 100 километров пролетела "Дэу Нексия" и, не остановившись, скрылась".
Очевидцы утверждали, что скорость иномарки была не менее 140 километров в час. На красный свет "нексия" проскочила перекресток проспекта Карла Маркса и улицы Завенягина, чудом избежав вторичного ДТП.
Удар был такой силы, что тело студентки обнаружили в 20 метрах от пешеходного перехода. В 35 метрах от обочины валялись туфельки Насти. С момента, как она ступила на пешеходную зебру, до смертоносного удара прошло три с половиной секунды. В медицинском заключении перечисление смертельных травм потерпевшей занимает почти страницу.
Бдительный свидетель
Нашли А. Ларюшина по горячим следам. Помогло участие горожан: водителя Владимира и супругов З. Владимир, увидев скопление народа на проспекте, остановился, вызвал скорую помощь, сообщил в ГИБДД. Заметил валявшиеся на дороге "улики": зеркало заднего вида, осколки стекол и пластмассы. Автомобиль с характерными повреждениями он случайно увидел на улице Ворошилова. Вышел из машины и внимательно разглядел иномарку: правое переднее крыло помято, лобовое стекло разбито, нет зеркала заднего вида. Из машины вышел мужчина, шатаясь, дошел до лавочки. Владимир, приблизившись к незнакомцу, почувствовал сильный запах спиртного. Спросил, чей автомобиль, где ключи, документы? Тот ответил, что не знает. Владимир набрал номер дежурной части ГИБДД. Через несколько минут к подъезду подкатила машина с полицейскими.
Супруги З. обратили внимание на иномарку и странное поведение ее хозяина, который осматривал автомобиль: незнакомец был возбужден, испуганно озирался. Нетвердая походка доказывала - водитель пьян. Они видели, как он снял с крыши иномарки плафон с "шашечками" и убрал в салон. По разбитому лобовому стеклу было ясно, что водитель скрылся с места ДТП. Супруги позвонили в полицию.
Свидетели, сотрудники полиции, Д. Евстифеев, Н. Жумабаев, инспектор ДПС Т. Тавхутдинов, задержавшие виновника аварии, показали, что А. Ларюшин вел себя агрессивно и отказался проходить освидетельствование на состояние опьянения.
На судебном процессе приятели Ларюшина утверждали, что тем вечером они вместе гуляли по парку, наслаждаясь пивом, но алкогольных напитков не употребляли. Суд критически отнесся к их показаниям, полагая, что знакомые Андрея "могут быть заинтересованы в улучшении его положения".
Сам виновник гибели Анастасии во время предварительного расследования показал: "После употребления спиртного сел за руль. Видел, что перед переходом остановился другой автомобиль, но не придал этому значения. Когда услышал удар, подумал, что задел машину. От работников полиции узнал, что сбил девушку". В судебном заседании он полностью признал вину, отказавшись от дачи показаний.
Во время судебного разбирательства рассмотрели заключение автотехнической экспертизы. В документе говорится, что водитель имел возможность предотвратить наезд на пешехода, "применив торможение".
Помнится, свидетели аварии утверждали, что "нексия" двигалась со скоростью, превышающей 100 километров. Однако суд посчитал: определение скорости визуально, на глазок - недостаточно. Понятно, что приборов у очевидцев не имелось. Поэтому суд исключил из обвинения пункт о нарушении водителем скоростного режима.
Родители потерпевшей говорили о Насте как о доброй, жизнерадостной, целеустремленной девушке. До начала процесса подсудимый не принес им извинения, не пытался загладить свою вину. Они просили сурово наказать виновного.
Приговорили А. Ларюшина к четырем с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. На три года лишили права управлять транспортными средствами. В счет компенсации морального вреда с него взыскано почти полмиллиона рублей.
Как с цепи сорвался...
Преступное лихачество Олега Шарыгина ухудшило городскую статистику аварий. Его лишили права на управление транспортом, но он снова сел за руль. Вечером 6 ноября 2010 года он мчался на красной "десятке". Дорога была скользкой от моросящего дождя. Десятка двигалась по левой стороне проспекта Ленина. Попутно следовала "тойота". Около дома 95 по проспекту Ленина водитель "десятки", не рассчитав бокового интервала, ударил "тойоту" по касательной. Вместо того чтобы остановиться, Шарыгин помчался дальше и врезался в задний бампер "хундая". Тот выскочил на встречную полосу движения и столкнулся с автомобилем "Ссанг Йонг Рекстон". Но и это происшествие не отрезвило лихача. Не сбавляя скорости, он полетел дальше и ударил впереди идущую "ГАЗель" с пассажирами. Водитель "ГАЗели", ударившись головой о руль, на несколько секунд потерял сознание. Лишь после этого Шарыгин затормозил.
"Неосторожные преступные действия" О. Шарыгина убили пассажира "хундая". Он скончался от травматического шока на глазах десятилетнего сына, который находился на заднем сиденье. Мальчик получил травмы, сотрясение головного мозга. Сложившиеся от удара сиденья сдавили грудную клетку так, что мальчик едва не задохнулся. Мать ребенка рассказала, что он был в состоянии сильного стресса. В течение десяти дней после аварии почти не ел, не спал, пытался позвонить погибшему отцу. Пришлось обратиться к психологу.
Сам О. Шарыгин виновным себя не считал, свалив все злоключения на водителя "хундая", который якобы выскочил на встречную полосу движения. Да, он сел за руль, не имея прав, но ему надо было срочно ехать домой. Он был трезв, физически и психически здоров. Столкновения с "тойотой" не помнит - как раз в тот момент потерял сознание.
Его доводы были опровергнуты показаниями многочисленных свидетелей и участников аварии, протоколом осмотра места происшествия и схемой ДТП. Так, водитель "ГАЗели" У. Рахманов рассказал, что, придя в себя, подошел к красной "десятке". Из салона вышел Шарыгин, голова которого была в крови. Он умолял не вызывать милицию, пообещав, что все оплатит. У. Рахманов не согласился. Тогда О. Шарыгин, сообщив, что лишен прав, просил сказать, что за рулем "десятки" была его супруга.
Суд не признал доводов очевидцев, которые не смогли документально подтвердить, что О. Шарыгин находился в состоянии алкогольного опьянения, как и того, что его автомобиль двигался с недопустимой скоростью.
Приговорили О. Шарыгина к четырем с половиной годам лишения свободы. Наказание он отбывает в колонии-поселении. На три года он лишен права управлять транспортом. Общая сумма компенсация морального вреда составила 400 тысяч рублей.
…А по дорогам продолжают носиться лихачи: подрезают, разгоняясь так, что перед пешеходной зеброй слышен визг тормозов. Пешеходы, отстаивая свой приоритет, не взглянут лишний раз на дорогу. Завидев зеленый, буквально бросаются под колеса, не думая, сумеет ли водитель остановить автомобиль? Ладно, если за рулем законопослушный, но статистика доказывает: среди водителей немало тех, кто управляет "источником повышенной опасности" в состоянии не только алкогольного, но и наркотического опьянения. В Магнитке проходили судебные процессы, на которых прав лишали наркоманов и психически нездоровых людей.
Проявите осмотрительность, осторожность, вспомните изречение: береженого бог бережет.
Автор благодарит суд Правобережного района за предоставленные материалы.