Такого магнитогорский баскетбол еще не знал. В середине нынешнего чемпионата к магнитогорской дружине присоединился Павел Подкользин. Пожалуй, лучший центрфорвард Суперлиги. Он прошел школу европейского баскетбола, поиграл за океаном… И везде был выше остальных. В прямом смысле. Рост Подкользина - впечатляет: два двадцать четыре…
На одну из тренировок накануне затяжного выездного турне Подкользин вышел… в тапочках! Такую домашнюю форму одежды ему прописал доктор. Павел так старался помочь команде, что получил травму, поэтому занимался новобранец "Металлург-Университета" по облегченной программе. А вот беседа получилась длинной, но - интересной.
С Уэйдом за одним столом
- Павел, играть в НБА - сокровенная мечта любого российского игрока. И для тебя тоже?
- Да, мечта была… Понимаешь, в НБА нужно попасть хорошо подготовленным и в ту команду, где тебе будут давать хотя бы минут десять-пятнадцать игрового времени. Тогда через год что-то начнешь смыслить в заокеанском баскетболе. Но, увы, эта история не про меня…
- Почему? Неужели такого великана держали в запасе?
- В Италии, на третий год карьеры, играл по двадцать-двадцать пять минут. Тренеры мне доверяли, получалось показывать тот баскетбол, которого от меня ждали. А задрафтоваться в Америке я должен был еще до переезда в Италию. Даже проводил тренировки. Там подружился с Уэйдом, Джеймсом - мечта любого баскетболиста! Мы вместе были на сборе новичков накануне драфта в Чикаго! Вместе тренировались, вместе ходили в столовую…
- Так почему не остался?
-Подкачало здоровье. Как и полагается новичку, сдал все необходимые анализы, в том числе - анализ крови на гормоны. И выделение гормона роста превышало все мыслимые и немыслимые нормы! Это первая причина.
- А вторая?
- Меня уверяли, что задрафтуют в первом же круге. Но гарантировали только второй. А значит, контракта у меня не было: их получают только новички первого круга. Потому решил повременить. Задрафтовался в 2004-м, год спустя. Меня прооперировали, привели гормональный фон в норму. Переехал в Америку, но два месяца даже не тренировался. После серьезной операции нагрузки были противопоказаны.
Чистая форма и тренер-отец
- В Нижнем Новгороде после травмы с тобой расторгли контракт, выгнали на улицу. Затаил обиду?
- Ничего в жизни не проходит бесследно. Я уже все забыл, живу дальше. И жизнь налаживается.
- Это ты про Магнитогорск?
- Да. Мне здесь нравится. Рад, что тренирует команду Роман Кабиров. Он относится к игрокам как к сыновьям. Да, может быть жестким, но только во время игры. А после - ты для него сын. И он сделает все, чтобы тебе было комфортно.
- Что удивило?
- Здесь за тебя стирают форму! Даже в Суперлиге "А" игроки делают это сами. Стадион - прекрасный. Важно, что можно в зал прийти в любое время, сходить в качалку, поработать над броском… Класс! Город - уютный, современный, с развитой инфраструктурой. Морозы не пугают. Тем более, что здесь такси стоит 70 рублей!
- Таксисты твоим габаритам не удивляются?
- Доплаты точно не берут! Часто спрашивают, какой у меня рост. Кстати, после той операции я все же подрос. Размер ноги - 52-й. И это, поверь, не самый большой!
- Покупка одежды - проблема?
- В Америке всякой обуви навалом, одежда есть любых размеров. В России, конечно, ничего такого не купишь. Да я и не нуждаюсь. За океаном накупил гору вещей. Пока хватает…
"А нам за кайф платят!"
- Рост достался тебе по наследству?
- Мама 1.65, папа - 1.70. Меня часто спрашивают: в кого такой вырос? Среди дедушек-бабушек тоже никто не был великаном. Генетика - интересная наука. Наследственность может формироваться через три-четыре поколения. Вот мой тренер в Далласе сам был 2.15, а сын - 1.98. Тут все относительно.
- Ты уже в детстве был выше сверстников?
- Я пришел в баскетбол в 13 лет, был два метра ростом. Через год всей командой поехали в лагерь, там вырос на 14 сантиметров… Помню, был очень худым - на два метра где-то сто килограммов веса. Но мясом по-настоящему оброс уже в Италии.
- Боксом не хотелось заняться? Такой мощный парень…
- Это совсем не мое. Мы с друзьями фанатели по баскетболу. Помню, тренировались в подвале, где была убитая-убитая школьная база. Но это доставляло безумный кайф. Это ощущение меня не покидает до сих пор. Испытываю его каждый раз, когда выхожу на паркет!
- Ты счастливый человек?
- Для меня баскетбол - и профессия, и хобби, и увлечение, и удовольствие. Знаешь, иные люди выучатся в институте, получат два высших образования, а потом дипломы предъявляют, чтобы устроиться не по специальности. Мне их жаль. Мы же ловим кайф, а нам еще за это платят. Идеально.
"Перестану играть, когда надоест"
- Ты не только классно играешь, но и говоришь складно…
- Даже не знаю, откуда это. Может, я просто коммуникабельный человек? Знаю три языка. На заре карьеры выучил итальянский. Тогда мне было семнадцать лет и только начинал добиваться успехов в баскетболе.
- В общем, поболтать любишь...
- Да, считаю, что нужно больше контактировать с людьми. Новые знакомые - это всегда интересно...
- Разыгрывающие часто говорят, что большие "центры", как правило, добрые люди. Правда?
- Я добрый человек. Неконфликтный, по крайней мере, чтобы вывести меня из равновесия, нужно постараться. Но если это случилось, пеняй на себя. Но такое бывает редко, стараюсь сдерживаться до последнего. Ну что это за метод - решать проблемы дракой? Словом нужно, словом.
- Потусоваться любишь?
- Не очень. Иногда можно сходить куда-нибудь, посидеть с парнями. Если отдаваться баскетболу 24 часа в сутки, можно сойти с ума. Люблю следить за баскетболом вне игры. Часто смотрю матчи НБА, делаю это с удовольствием. Но и в клуб сходить не против!
- А режим?
- Нарушаю его "в дозволенных рамках". Сходить в клуб - не значит наклюкаться до потери сознания. Можно просто выпить стакан сока и отлично провести время. Отвлечься, развеяться и с новыми силами окунуться в работу.
- Расскажи о семье. Где нашел свою вторую половинку?
- Познакомились в одном из новосибирских клубов. Стали дружить, переехали в Америку. Потом вернулись в родной город, где расписались. Обошлись без пышных торжеств: собрались семьями, посидели. На следующий день я улетел в Грецию играть за сборную России...
- У тебя сыновья…
- Да, два мальчика. Любят побросать в колечко вместе со мной. Хотят быть похожими на меня. Мне бы хотелось, чтобы они играли в баскетбол. Но они если и пойдут в баскетбольную школу, то не раньше 13 лет.
- Как так? Говорят же, чем раньше, тем лучше…
- Я тоже раньше этого не понимал. У нас был хороший тренер по физподготовке в Далласе Роберт Хэккет - бывший легкоатлет. Его супруга - в прошлом бегунья. Он мне признался: "Я жалею, что рано пришел в спорт. Но знаю, зачем это сделал. Чтобы спорт мне быстрее надоел". Если ребенок занимается с пяти лет, то к четырнадцати годам баскетбол встанет ему поперек глотки.
- А тебе не надоел баскетбол?
- Честно - нет. Хотя знаю, что когда-нибудь захочется спокойствия. Тогда сразу уйду. А пока еще повоюем!