Магнитогорцы отличились на втором этапе турнира на Кубок Республики Башкортостан (6+), проходившем в Стерлитамаке. Почти 40-градусная жара помехой не стала, но внесла существенные коррективы – состязания проходили по сокращённой программе – в одну серию заездов вместо обычных двух.
Магнитку представляли девять спортсменов – от спортшколы «Динамо» и ДОСААФ–Магнитогорск. Тренеры-преподаватели Александр Бисеров и Сергей Пьянзин.
– Жара стояла страшная, поливалки не справлялись с пылью, – рассказывает мастер спорта СССР по мотокроссу, председатель ДОСААФ «Металлург», один из основателей мотоспорта в нашем городе Виктор Коржов. – Но, тем не менее, ребята выступили достойно: Артур Ахмадеев – безусловный лидер в классе 250, вчистую переиграл лучших гонщиков Башкирии, Тимофей Шашкин в классе 85 стал чемпионом. Очень порадовали девочки. В классе 65 бронзовым призёром соревнований стала Влада Безега. Антонина Недавняя стала четвёртой в классе 125 – юниоры.
Не менее успешно выступили магнитогорские спортсмены и на втором этапе Кубка Челябинской области «Южный Прииск» (6+).
– Чемпионом в самом престижном и мощном открытом классе, не оставив соперникам ни малейшего шанса, стал Артур Ахмадеев, – продолжает Виктор Коржов. – В классе 50 см чемпионом стал Фёдор Колесников – наша восходящая спортивная звёздочка. Он выиграл гонки и на Кубке Башкирии и на полуфинале Кубка России. Артуру – девятнадцать лет, он занимается мотоспортом с пяти лет, Фёдору нет ещё и семи. Второе место в классе 65 занял Ярослав Жуков. Антонина Недавняя – тринадцать лет – соревновалась с восемнадцатилетними парнями в классе 125 и стала пятой. Тимофей Шашкин выступал в 85 классе и тоже занял пятое место, но на его мотоцикле во время тренировки заклинил двигатель, и он выступал на другом, поэтому результат не показал.
Традиционно мотокросс считается мужским видом спорта. Но девочки в мотокомандах – не редкость. Причём, как отмечают тренеры, у них нет страха скорости, они выносливы и упорны, а по части характера ничуть не уступают ребятам.
– Взять хотя бы Владу Безегу. Ей скоро исполнится десять лет, худенькая, как щепочка, но с железным характером. Мы её называем «боевая стрекоза», – рассказывает Виктор Петрович. – Или Антонина Недавняя. Очень перспективная девочка, её приглашают и на сборы, и на чемпионаты России, но ей ещё нет четырнадцати лет. Вообще, команда у нас сильная, перспективная. Самому старшему спортсмену девятнадцать лет, младшему – семь. До тридцати лет в мотокроссе многого можно добиться.
Мотокросс развивается в Магнитогорске с советских времён. Когда-то в городе было семь команд и полные трибуны – по пять–шесть тысяч зрителей во время соревнований. Сегодня масштабы не те. Команда, хоть и перспективная, но одна. Многие вопросы упираются в финансирование – мотокросс не олимпийский вид спорта, поэтому с деньгами здесь всё значительно скромнее. Технические виды спорта – одни из самых дорогих: мотоциклы, их обслуживание, экипировка спортсменов – стоят денег.
– Многие годы помощь мотокроссу оказывает комбинат, – подчёркивает Виктор Коржов. – Благодаря ММК у нас есть база на улице Электросети, 2 – это левобережный старый стадион. Там и спортзал, и трасса, и мойка. Помню, как в 1991 году Иван Харитонович Ромазан вник в проблемы команды ММК и помог приобрести двадцать японских мотоциклов. Через шесть лет Виктор Филиппович Рашников принял решение о поддержке мотокросса, заключив договор о сотрудничестве, который действует до сих пор. При содействии комбината была создана спортивно-техническая школа. Технически высокообразованные руководители ММК оказывали и оказывают поддержку техническому виду спорта – мотокроссу, где необходимы современная техника и ремонтная база, запасные части плюс ежедневные ремонты мотоциклов для тренировок и выступлений на соревнованиях.
Добрые традиции ММК по поддержке и развитию городского мотокросса продолжает глава Магнитогорска Сергей Бердников. В 2017 году, благодаря поддержке главы, были приобретены пять мотоциклов, средства защиты для гонщиков, велосипеды – горные и спортивные. В 2018 году был выделен участок в правобережной части Магнитогорска по улице Тургенева, 11 для обустройства новой трассы мотокросса.
– Сейчас остро стоит вопрос логистики, то есть поездок, перевозок, – отмечает Виктор Петрович. – Раньше у нас был автобус, сейчас нет. А что значит поехать на соревнования? Это значит, нужно взять с сбой мойки, генераторы, сварочники, запчасти… Приходится просить родителей на личных автомобилях.
Несмотря на сложности, мотокросс продолжает развиваться, а спортсмены готовятся к очередным – всероссийским – стартам и имеют все шансы вернуться с чемпионскими титулами и наградами.