Укатанные трассы и засыпанный снегом лес так и манят. Самое время схватить лыжи или доску и отправиться на гору. Чтобы катание принесло только радость и удовольствие, мало обладать спортивным снаряжением, необходимо использовать главный "инструмент" любого катальщика - голову.
Вы можете по максимуму обезопасить себя и окружающих, соблюдая несложные правила - так называемый "Белый кодекс". Но соблюдать их надо всегда. Каким бы опытным лыжником или сноубордистом вы себя не считали - вы не один на горе, и это нельзя сбрасывать со счетов. Как бы ни заботились спасатели о безопасности, главный фактор - это поведение самих катающихся.
Независимо от того, делаете ли вы первые спуски или являетесь заядлым райдером, надо помнить, что горные лыжи и сноуборд - все-таки виды спорта, сопряженные с экстримом. Но именно за адреналин, ощущение контролируемого риска и любимы народом эти виды спорта. Радость, ощущение полноты жизни, которые дают занятия горными лыжами, нельзя сравнить ни с чем. Человек, испытавший удовольствие быстрых спусков, владения на склоне своим телом, полета уже не сможет отказаться от этих ощущений никогда.
Мифы и реальность
Те, кто еще не присоединился к огромной армии поклонников горных лыж и сноуборда, пребывают в плену стереотипов, считая, что те неизбежно травмируются. Такое утверждение может, и было справедливо лет 60 назад. Современная статистика говорит о том, что на тысячу визитов лыжников приходится около 2,5 случаев травм, требующих медицинской помощи. Почти половина травм - частичный разрыв (растяжение) связок. Общее число травм в лыжах и сноуборде за последние 25 лет уменьшилось вдвое. Самые опасные травмы любители получают при столкновениях с другими лыжниками (к чему приводит несоблюдение правил катания), деревьями и скалами (при катании вне трасс). Современное снаряжение и подготовленные трассы берегут наше здоровье. То, что многие лыжники и бордеры осознали пользу защитной экипировки, тоже играет свою положительную роль - шлем, наколенники, черепахи - стали нормальным явлением на склоне. Необходимо также, чтобы нормой стало разумное поведение катающихся.
Безопасность в Абзаково
К счастью, в Абзаково вам не грозит сход лавины или падение в расщелину при внетрассовом катании.
- Основные проблемы связаны со слабым самоконтролем самих гостей. Люди, которые приезжают на ГЛЦ, должны заранее готовиться к ответственному подъему на гору, - подчеркивает Михаил Думский, начальник службы безопасности ООО "Абзаково".
Если вы бывали на ГЛЦ "Абзаково", то наверняка заметили, что безопасность здесь в приоритете. В людных местах - возле стоянок, подъемников и касс размещены щиты с правилами поведения на горе. Эта же информация постоянно дублируется по радио. На трассах указаны обозначения уровня сложности, предупреждающие и запрещающие знаки. Опасные места огорожены сетками безопасности. На опорах подъемника установлены защитные маты. Трассы спроектированы как надо - широкие, с минимумом плохо просматриваемых участков.
Кроме того, в Абзаково существует специальная комиссия, которая контролирует безопасность. Работники канатных дорог следят за тем, кто и в каком состоянии садится на подъемник. Спасатели следят за функционированием средств безопасности, проводят профилактическую работу на склонах - отслеживают и предупреждают нарушителей. Нетрезвых попросту "снимают" с горы, при необходимости подключая милицию и охрану. Так что все условия для безопасного катания созданы.
- Мы ни насколько не отстаем в обеспечении безопасности от самых известных курортов, - утверждает Сергей Солдатов, мастер спорта по альпинизму, начальник поисково-спасательного формирования. Сергей Юрьевич знает о чем говорит - сам недавно вернулся с Кавказа. Ездил на Красную Поляну с целью обмена опытом. Главная беда, по его мнению, неподготовленность самих туристов и их излишняя самоуверенность.
Не надо ничего выдумывать
- Существует всего десять правил. Ничего не надо придумывать, достаточно запомнить их и выполнять, - говорит Михаил Кузнецов, начальник спортотдела курорта "Абзаково", - большинство неприятностей на горе происходит с теми, кто нарушает правила, катается с большей скоростью, нежели способен контролировать.
Движение на горе сродни движению на автомобиле. Прежде чем начать перемещение, надо убедиться в безопасности маневра, посмотреть вверх и вниз по склону. Действует принцип - кто наезжает сверху, тот всегда виноват. Необходимо соблюдать дистанцию.
- В идеале человек, который поднимается на склон, должен знать, что его там ждет, уметь "читать" склон и соблюдать правила без всяких "но", - рассуждает Кузнецов. - Если есть сомнения, нужно обязательно воспользоваться инструктором. Это как пройти школу.
Правила поведения на склоне
Уважай окружающих. Лыжник или сноубордер должен вести себя таким образом, чтобы не подвергать опасности и не наносить ущерб окружающим. Лыжник или сноубордер ответственен не только за свое поведение, но и за неисправность своего снаряжения.
Контроль скорости и направления движения. Лыжник или сноубордер должен двигаться управляемо. Его скорость и способ спуска должны соответствовать его личным возможностям и условиям: склону, снегу, погоде и количеству народа на склоне. Столкновения часто случаются из-за того, что лыжники или сноубордисты едут слишком быстро, не следя за окружающими.
Выбор направления. Лыжник или сноубордист, приближающийся сзади, должен выбирать направление движения таким образом, чтобы не подвергать опасности людей, едущих впереди.
Обгон. Лыжник или сноубордист может обгонять другого лыжника сверху, снизу, справа или слева, при условии, что он оставляет достаточно свободного места обгоняемому лыжнику для любых намеренных и непреднамеренных движений.
Движение вверх по склону. Лыжник или сноубордист, выходящий на размеченную трассу, должен посмотреть вверх и вниз для того, чтобы убедиться, что он может начать движение, не создавая опасности для себя и окружающих. Опыт показывает, что выход на трассу и начало движения после остановки часто являются причиной несчастных случаев.
Остановка на склоне. За исключением чрезвычайной необходимости лыжник или сноубордер должен избегать останавливаться на склоне в узких местах или там, где видимость ограничена. После падения в таких местах лыжник или сноубордист должен как можно быстрее освободить склон.
Подъем и спуск без лыж. Лыжник или сноубордист, поднимающийся вверх, как на лыжах так и без, а также спускающийся вниз без лыж должен придерживаться края трассы.
Соблюдайте знаки и разметку.
При несчастном случае долг каждого лыжника или сноубордиста оказать помощь пострадавшему. Все лыжники или сноубордисты, а также свидетели, вне зависимости от участия в инциденте, должны обменяться именами и адресами после инцидента.
Каждый раз, садясь за руль автомобиля, вы вспоминаете правила вождения. Так и на склоне не стоит забывать об основных правилах катания. Если вы будете подходить к процессу катания осмысленно, то неприятности вам не грозят.