Сегодня Виктор Петрович Коржов, один из основателей мотоспорта в Магнитогорске, отмечает юбилей. «Главному мотогонщику Магнитки», легендарному для города спортсмену, тренеру и многолетнему руководителю организаций, связанных с техническими видами спорта, исполняется 75 лет.
В четырнадцать лет пришёл он в мотосекцию Магнитогорского металлургического комбината и то, первое, по сути, детское восприятие всего, что увидел, сохранил на всю жизнь. «В детстве я был обыкновенным мальчишкой, очень любил гонять на велосипеде, летом с утра до вечера играть в футбол, зимой – коньки, клюшка и шайба, – вспоминает юбиляр. – Но как только увидел спортивные мотоциклы, понял – вот то, чем хочу заниматься. Мне нравилось всё: сами мотоциклы, скорость, преодоление препятствий, прыжки, повороты, борьба на трассе, нравилось ремонтировать, готовить мотоциклы к тренировкам и соревнованиям, нравилась сама обстановка в секции, настроение спортсменов перед общими городскими тренировками и соревнованиями, как перед боем».
Спортивные успехи пришли быстро.
Уже в 17 лет Виктор Коржов был самым результативным гонщиком Магнитогорска – абсолютным чемпионом города, дважды чемпионом области, серебряным призёром первенства СССР среди команд высших учебных заведений. Дальше – больше. Магнитогорским мотокроссменам удалось «вчистую выиграть область», как говорит Виктор Петрович, и войти в состав южноуральской команды, которая в те годы постоянно входила в число призёров чемпионата России. А в 1967 году Коржов вместе с тремя другими магнитогорскими мотогонщиками уехал на Украину, где достиг очень больших высот, став мастером спорта и пробившись в состав сборной Советского Союза. Председатель совета директоров ПАО «ММК» Виктор Рашников как-то признался, что в молодости был болельщиком Виктора Коржова. Но удачную спортивную карьеру магнитогорского мотогонщика прервала серьёзная травма колена…
В 1970 году после окончания высших тренерских курсов в Киеве Виктор Коржов вернулся в родной Магнитогорск и вот уже более полувека работает на благо городского мотокросса – тренером, руководителем различных спортивных структур, организатором соревнований, и фактически все эти годы остаётся «локомотивом» развития любимого вида спорта. Виктор Петрович воспитал сотни спортсменов-мотоциклистов, в том числе призёра многоэтапного чемпионата мира Евгения Бобрышева, чемпионов России разных лет Антона Шарова, Михаила Хомутинина, Юрия Кошелева, Александра Шершнёва, Ярослава Плетнева, Сергея Терентьева… Он лично участвовал в создании базы для мотокросса в Магнитогорске, всегда координировал подготовку трасс, передавал свой уникальный опыт коллегам-мотогонщикам.
«Вся моя сознательная жизнь неразрывно связана с ММК, – вспоминал Виктор Коржов чуть более года назад, накануне 50-летия своей тренерской деятельности. – В 14 лет пришёл в мотосекцию комбината и остаюсь в ней до сих пор, за исключением нескольких лет, проведённых в Украине. Три года выступлений в соревнованиях за сборную Украины и год – за сборную СССР многому меня научили. Не могу не сказать добрые слова о замечательных людях, заслуженных тренерах СССР, которые тренировали и учили меня в Украине – Ю. И. Трофимец и Л. Н. Черный. Но я всегда знал, что как бы там ни было хорошо, я всё равно вернусь в Магнитогорск, создам команду и добьюсь победных результатов.
Огромную благодарность хочу выразить нашим комбинатским руководителям различного уровня, которые в те далекие времена учили меня работать для металлургов, работать на город, работать с полной отдачей – равняться на ММК, быть лучшими в СССР по спорту и ДОСААФ-ской работе. Изменилось многое в стране, но не изменилось отношение руководителей ПАО «ММК» к мотокроссу. Помню, как в 1991 году И. Х. Ромазан вник в проблемы команды ММК и решил их. Через шесть лет, когда команда «Металлург» оказалась ещё в более худшем положении, В. Ф. Рашников, несмотря на то, что проблем в России и на ММК было с избытком, принял решение о поддержке мотокросса, заключив договор о сотрудничестве, который действует до сего времени.
Я не нахожу достойных слов, чтобы выразить благодарность Виктору Филипповичу. Нет ни одного тренера мотокроссовых команд страны, руководителя мотофедерации России, которые бы не знали, благодаря кому в Магнитогорске существует команда, проходят и будут проходить соревнования самого высокого уровня.
В моём понимании комбинат – это огромный механизм, в котором все детали, узлы шестерни и прочее должны выполнять определённые функции. Руководители комбината – это люди, в совершенстве знающие устройство этого механизма и все сложнейшие металлургические процессы. Они высокопрофессионально владеют рычагами управления, постоянно внедряя в производство современное оборудование и технологии. Думаю, что поэтому технически высокообразованные руководители ММК оказывали и оказывают поддержку техническому виду спорта – мотокроссу, где также необходимы современная техника (мотоциклы) и ремонтная база, запасные части плюс ежедневные ремонты мотоциклов для тренировок и выступления в соревнованиях.
Всё, что было сделано, создано, осуществлено в мотокроссе, – это помощь и поддержка руководства ММК. На комбинате я родился как спортсмен – стал чемпионом города, области, России, затем несколько раз становился чемпионом Украины, чемпионом и членом сборной СССР, здесь я вырос как тренер, здесь в ранге председателя
ДОСААФ дважды стал победителем среди организаций ДОСААФ СССР. В 1992–1996 годах мне, как председателю ДОСААФ ММК, было доверено получать, хранить, охранять, готовить к продаже автомобили, полученные ММК от автозаводов по взаимозачёту. Благодаря этому, организации удалось заработать средства, и осуществилась мечта моей жизни: команда «Металлург» трижды поднималась на высшую ступень пьедестала по итогам многоэтапного чемпионата России высшей лиги.
Осуществилось даже то, о чем я мечтать не мог – состоялась поездка команды «Металлург» в Нидерланды и Бельгию, где наши спортсмены тренировались и принимали участие в соревнованиях под руководством лучших тренеров – Яна Постэма и Гарри Эвертса».
Виктора Коржова давно уже называют патриархом магнитогорского мотоспорта. И в этих словах нет ни доли преувеличения. Именно «главный мотогонщик Магнитки» своим энтузиазмом, своей любовью к мотогонкам, а главное – своим профессионализмом уже не один десяток лет убеждает руководителей города и комбината поддерживать развитие этого вида спорта в Магнитогорске.