Магнитогорец Павел Ладыгин делает самолеты с семи лет. Начинал с картонных планеров, потом перешел к летательным аппаратам с резиновым мотором. А сейчас ему 17. И два школьных стола в центре детского технического творчества занимает сделанный им Г-22 - точная копия легкого спортивного самолета Грибовского, с которым Павел занял третье место в России.
Исчезающие девочки
Тренирует чемпиона Александр Гуськов - в прошлом летчик-истребитель первого класса. Александр Николаевич успел освоить семь типов самолетов. Уволился после развала Советского Союза. А с небом расставаться не захотел. Уже восемнадцать лет учит мальчишек делать самолеты и запускать их. Впрочем, все, кто занимается авиамодельным спортом, говорят иначе: "летать". И среди посетителей кружка, оказывается, бывают не только мальчишки.
- Изредка приходят и девочки, - говорит педагог дополнительного образования высшей категории, почетный педагог общего образования РФ Александр Гуськов. - Только обычно они задерживаются недолго. А вообще, если занимаются, то делают все аккуратнее, чем мальчики.
Павел Ладыгин тут же возмущается. Ведь он-то с самого начала делал все на "отлично", точно помнит. И даже почти не разбивал модели при полетах. Разве что пару-тройку. Александр Николаевич, конечно, мог насчитать больше. Но не стал. Павел действительно добился высоких результатов, что в авиамодельном спорте бывает не так уж часто: очень много нужно усилий, знаний, мастерства да и просто везения. Споткнется самолет при взлете, клюнув носом на случайной ямке, - и прощай титулы. Так, кстати, и случилось с копией самолета Павла Ладыгина. Но летательный аппарат смог преодолеть это препятствие.
- Повезло, - говорит Александр Николаевич. - Винтик подломился, самолет выровнялся и полетел. Обычно в таких случаях самолет клюет носом, и участие в соревнованиях может сразу закончиться.
Копия на тросе
Копии самолетов - это высший уровень для авиамодельного спорта, поясняют летчики центра детского технического творчества. Далее идут типы соревнований: кордовые и радиоуправляемые. Корд - это трос, на котором самолет летает по кругу, выполняя различные фигуры пилотажа. Кстати, чемпионатов мира по таким видам уже не проводят. В 2009 году Павел Ладыгин побывал на одном из последних. Занял четвертое место.
- Чемпионат проходил в Польше, - рассказывает Павел. - Во взрослых командах было по три человека, в юношеских - по шесть. Чаще всего на такие соревнования приезжают поляки и россияне. В других странах кордовые авиамодели становятся все менее популярны. Зато приезжала, например, семейная пара из Африки. Им по пятьдесят лет. Сделали самолет в сарае, поставили мотор от бензопилы. Сломался двигатель, они тут же купили в магазине новую бензопилу и заменили его. Отлично летал самолет.
На мировых состязаниях все, конечно, более четко, жестко и требования выше. А площадка для взлетов, метров в сорок, должна быть идеально ровной. На всякий случай ее огораживают сеткой. Ведь были случаи, когда корды перетирались. А ведь копии самолетов, даже уменьшенные, - это не игрушка. Развивают скорость до трехсот километров в час.
Лобовое сопротивление
С оранжево-синим "Г-22" Павел летал и в Екатеринбурге летом этого года. Всероссийские соревнования проводили в преддверии столетия военной авиации. Всего участников было двадцать. Челябинскую область представляли три человека: один из Снежинска, двое из Магнитки. Небольшое количество участников уже никого не удивляет. Чтобы приехать на соревнования, нужны деньги. В бюджете обычно есть и графа расходов на поддержку юных дарований. А вот самих денег - нет. Да и изготовление самолетов - занятие не из дешевых. Копии делают из бальзы, самой легкой древесины в мире. Это довольно редкое и дорогое дерево, которое растет в Южной Америке. Добавочные материалы - пенопласт и лавсан. В качестве летчика - кукла.
- На российских соревнованиях отношение более лояльное, - рассказывает Павел. - Там больше стремятся поддержать участников.
Его самолет послушно выбрасывал листовки, снижался, убирая обороты, касался полосы и снова взлетал. Взлетел и Павел - на третье место. Впрочем, это не первое его достижение. Павел Ладыгин - неоднократный призер всероссийских соревнований среди учащихся и среди юношества.
Авиамодельное объединение центра детского технического спорта вообще широко известно. Здесь два стипендиата премии президента России, четыре дипломата премии губернатора, двадцать детей, признанных главой города одаренными. А еще четверо кандидатов в мастера спорта, 15 перворазрядников и множество ребят, которые получили второй и третий разряды.
Принимают в центр всех желающих. Учат теории практической аэродинамики - попросту говоря, почему самолет летает. Не все дети готовы слушать про силы подъемные, тяжести, тяги, лобового сопротивления. Но, оказывается, многие. Сейчас в авиамодельном кружке занимаются тридцать ребят.
Крылья на полку
А Павел перешел в ДОСААФ - детский возраст кончился. Рад, что Александр Гуськов открыл и там авиамодельный клуб - для взрослых. Пора готовится к новому чемпионату мира. Теперь Павел планирует перейти на радиоуправляемые самолеты. И уже сделал подробный чертеж разведчика тридцатых годов - Р-5. Снизу он голубой, а сверху зеленый. Раньше думали, что такие цвета сделают летательный аппарат невидимым с земли и с воздуха. Сейчас уже установлено, что самый подходящий для этого цвет иной - серебристый. Но самолет этот очень понравился Павлу. И, кстати, его выбор сначала не одобрил тренер. Слишком уж много сложных деталей придется делать. Но в итоге работа идет с "разведчиком".
- Мы специально ездили в Москву, - рассказывает Павел. - Там есть аэроклуб со старыми и новыми самолетами. Сфотографировали Р-5 во всех ракурсах.
Конечно, копия будет меньше. Но не сказать, что уж совсем малышкой: размах крыла - три метра двадцать сантиметров. Разобрать для перевозки самолет нельзя. Авиамоделисты рассказывают, что раньше с трудом возили Г-22 на поезде. У того размах крыла - три метра. Проводники в вагон не пускали, предлагали сдать имущество, пусть и летательное, в багаж. А это верная смерть для модели. Потом Александр Гуськов узнал, что по закону спортивные снаряды можно провозить, не учитывая их габаритов. Педагог стал брать с собой полезное постановление министерства. И самолет ехал, опираясь крыльями на верхние полки. Были случаи, когда его хотели купить, предлагали немалые деньги. Павел и его тренер отказались.
В последние годы перевозят летательные аппараты на личном транспорте. А тренируются на футбольном поле школы № 38. И в Ледовом дворце. В свободное от авиамоделей время Павел Ладыгин учится в МГТУ на инженера-гидравлика. Первый курс закончил отлично. Подрабатывает во Дворце спорта "Арена-Металлург": управляет аэростатом. Успевает заниматься рукопашным боем. И ухаживать за девушками. Хотя пока первым делом все-таки самолеты. Он и мечтал-то стать летчиком. Увы, в соответствующие училища последние три года не было набора. Видимо, новые летчики стране не нужны. Сейчас перекраивать свою судьбу Павел уже не планирует. Раз уж поступил - доучится, будет работать. Самолеты же, уверен, останутся его хобби на всю жизнь.