В СПОРТИВНОМ МИРЕ, в российском хоккее в том числе, отношение к легионерам весьма требовательное. Это и понятно: иностранцы, вливающиеся в чужой чемпионат, обязаны превосходить в мастерстве местных спортсменов, у которых они, по сути, отнимают высокооплачиваемые рабочие места. В противном случае выхолащивается сама идея о легионерах.
Впрочем, когда тот или иной клуб впервые ступает на «иностранную» стезю, порой возникают казусы. Как утверждает старинная русская поговорка, первый блин комом…
«Легионерская» эпоха в магнитогорском хоккейном клубе началась восемь лет назад. Были, конечно, в составе команды «иностранцы» и раньше, но всерьез называть их легионерами – язык не поворачивается. Русские хоккеисты, с русскими фамилиями и российскими паспортами, официально числились казахстанцами (как, например, Евгений и Александр Корешковы, Андрей Соколов, Михаил Бородулин). Играли в конце девяностых годов в Магнитке и граждане Белоруссии – Олег Микульчик и Олег Леонтьев, а потом и украинцы Игорь Карпенко и Сергей Климентьев, но и их вписать в разряд легионеров невозможно – все родились в Советском Союзе.
Первым «полновесным» иностранцем в клубе стал швейцарский голкипер Паоло Делла Белла, появившийся в «Металлурге» осенью 2000 года. Нельзя сказать, что он внес серьезный вклад в тогдашние успехи команды, но золотую медаль чемпиона России тем не менее завоевал. Болельщикам же швейцарец запомнился разве что эпизодом в одном из домашних матчей, когда поцеловал штангу, спасшую его ворота от гола после мощного «выстрела» игрока команды-соперницы. «Это – традиция для меня, – сказал потом Делла Белла. – Как-то в финале юниорского первенства Швейцарии нападающий, оставив меня не у дел, умудрился не попасть в пустые ворота: шайба после его броска угодила в стойку ворот, которую я отблагодарил поцелуем. Тот финал мы выиграли. С тех пор я регулярно целую штанги».
Магнитогорский отрезок в биографии этого голкипера поначалу сослужил ему добрую службу. Покинув в 2001 году «Металлург», Делла Белла получил несколько предложений от клубов швейцарской Национальной лиги «А» и в следующем сезоне оказался в «Лугано». Однако там, как и в Магнитке, Паоло быстро «раскусили» и вскоре оказались от его услуг. Делла Белла отправился в клубы Национальной лиги «В», а в 2003 году переехал в Италию, где играет до сих пор.
Преемник швейцарца в «Металлурге» – канадский голкипер Джефф Монд – вовсе стал серьезной селекционной ошибкой. Сыграв в составе команды всего три матча в чемпионате России 2002–2003, заокеанский вратарь отправился в глубокий запас, из которого так и не выбрался. В клубе до сих пор с иронией вспоминают поездки Монда в составе «Металлурга»-2. Как-то по дороге из Челябинска команда остановилась возле села Кичигино на шашлыки. Канадец остался голодным, поскольку никто не выдал ему стерильных тарелки и ложки. Не ведал Джефф, что на российских просторах не всегда принято есть жареное мясо исключительно в «санитарных условиях».
Лишь третий иностранный «блин» хоккейной Магнитки получился таким, каким его хотели видеть руководители клуба. Канадский индеец Норм Маракл настолько удачно «вписался» в игру «Металлурга», что в 2004 году чуть было не сделал его чемпионом России. Впрочем, тогда голкиперу помогла чехословацкая диаспора. Возглавивший команду чех Марек Сикора пригласил в клуб своих соотечественников (словаков тоже можно отнести к их числу) – Мартина Чеха, Любомира Вайца, Андрея Недороста (в начале сезона 2003–2004 играл в команде еще и Томаш Хлубна). Закончилась вся эта история, увы, плохо. Почему-то невзлюбивший Маракла Сикора после окончания сезона в бурных дебатах с руководителями клуба добился того, чтобы «Металлург» расстался с Нормом. По словам чешского наставника, ему трудно было общаться с голкипером, не разговаривающим ни по-чешски, ни по-русски (индеец, действительно, не обременял себя изучением русского языка – он и без этого чувствовал себя в Магнитогорске достаточно комфортно). Взамен Мараклу клуб «выписал» из Чехии Романа Малека. Тому же «тяготы» российской суперлиги оказались явно не под силу, и в ноябре 2004 года чешский голкипер покинул Магнитку. Правда, вскоре вакансии легионеров в клубе заполнили еще два чеха – звезды североамериканской НХЛ Петр Сикора и Патрик Элиаш. Однако даже с ними преодолеть барьер Маракла, перебравшегося к тому времени в Омск, «Металлург» не смог и в четвертьфинале плей-офф 2005 года уступил «Авангарду». Уступил, правда, во многом «благодаря» чешской звезде омичей Яромиру Ягру. Марек Сикора, уже простившись с Магнитогорском, признал, что был не прав в истории с Мараклом, назвав канадского индейца высококлассным вратарем и отметив, что именно Норм стал любимцем магнитогорской публики.
Высокого «легионерского» качества Магнитка добилась лишь с приходом на пост главного тренера клуба канадца Дэйва Кинга. В «Металлурге» появился еще один представитель родины хоккея – голкипер Трэвис Скотт, а вскоре и знаменитый шведский защитник Андерс Эрикссон. И пусть с Кингом «Металлург» и не стал чемпионом страны, а Эрикссон покинул команду, пришедшие на смену чехи Ян Марек и (чуть позже) Ярослав Кудрна вместе с канадцем Скоттом обрели статус суперзвезд российской суперлиги…
Предстоящий сезон, похоже, пройдет для «Металлурга» под чешским «знаком». Трэвис Скотт окончательно распрощался с Магниткой, зато в подмогу Мареку и Кудрне (болельщики надеются, что помощь понадобится и во время матчей, и после них – чешские шоу на льду стали обязательным элементом магнитогорской хоккейной программы) клуб пригласил их соотечественников Карела Пиларжа и Томаша Ролинека. Кто знает, может, через год чешский квартет превратится в квинтет. Ведь Магнитка затеяла «круговорот» тренеров. В свое время Валерия Постникова на посту «главкома» сменил Валерий Белоусов, затем команду возглавил чех Марек Сикора. Ныне «Металлург» проходит тот же путь…
ВЛАДИСЛАВ РЫБАЧЕНКО. Фото АНДРЕЯ СЕРЕБРЯКОВА.
P.S. Информация для размышления. Марек Сикора, возглавлявший в минувшем сезоне юниорскую сборную Чехии, назначен главным тренером молодежной сборной страны. От клубных «обязательств» наставник свободен.