- Авиамоделизм держится на голом энтузиазме спортсменов, - сказала на официальном открытии городского этапа Кубка мира по кордовым пилотажным моделям класса F-2B начальник управления по физической культуре, спорту и туризму Елена Кальянова.
Слукавила Елена Павловна: если бы на одном энтузиазме - не прошли бы в Магнитке соревнования среди лучших кордовых авиамоделистов России и стран ближнего зарубежья. Чего стоят только одни детали, чтобы собрать будущую модель вертолета или самолета. Хотя и без энтузиазма никуда.
Ведь потратиться на детали и собрать модель - полдела. А вот довести до ума - сноровка нужна. Тут важно учитывать и правильную эластичность крыльев, и сорт древесины, и обшивку, и, естественно, крепление. Чуть отклонился от задуманного, и не порадует летающая миниатюра высшим пилотажем. Правда, это не про наш этап Кубка мира, кстати, единственный, который проходит на территории России: ведь здесь собрались авиамоделисты из Москвы, Екатеринбурга, Самары, Тольятти, Озерска, Челябинска, Копейска, Алексина. Свои заявки на участие подали спортсмены из Молдавии, Польши и Швейцарии. Судил соревнования украинец Игорь Бурляк.
Первые два зачетных полета прошли в минувшую субботу, третий - завершающий - на следующий день. Выписывать пируэты в воздухе за "Ареной-Металлург" начали еще в девять утра и присутствовали только спортсмены-авиамоделисты, судьи да журналисты. А к двум часам дня подвели итоги. Победителем этапа стал Евгений Яковлев из Алексина. Он же стал лучшим в исполнении трюка "треугольная петля" - напомню, что треугольник изображен на гербе нашего города, отсюда и пристальное внимание жюри.
А после награждения - показательные выступления и в воздухе, и на земле. Здесь тебе и авиамоделисты - только уже не с кордовыми моделями, а с радиоуправляемыми, и мотоциклисты на спортивных байках, и картингисты. Гвоздем же показательных выступлений стала уменьшенная копия самолета Як-50, вытворявшая на радость зрителям в небе такие кульбиты, что и летчикам-асам не снилось.
СПРАВКА ММ
Кордовый моделизм - это класс моделей самолетов, а в отдельных случаях и вертолетов с двигателем внутреннего сгорания, летающих по кругу и обладающих тремя степенями свободы. Кордовая модель управляется двумя кордами либо плетеными тросиками, выполненными из стальной проволоки. Иногда используются дополнительные корды для управления вспомогательными функциями, например газом. Их число зависит от конкретной модели. Стандартная длина корд обеспечивает длину окружности 100 метров. В зависимости от категории модели нагрузка и запас прочности корд различны.
Кордовый моделизм включает различные категории. Среди них - скоростные, пилотажные, гоночные кордовые модели, модели для воздушного боя и модели-копии. В каждой из категорий свои условия проведения соревнований и чемпионатов.
Скоростная модель
Представляет собой спортивный снаряд, мало напоминающий традиционный самолет. При прохождении базы модель находится в неуправляемом горизонтальном полете, когда и определяют ее скорость.
Пилотажная модель
Это самолет нормальной схемы, предназначенный для выполнения комплекса фигур пилотажа. На соревнованиях учитываются качество пилотажного комплекса, динамичность, стабильность скорости полета, время, длина пробега при взлете и посадке модели.
Гоночная модель
Модель представляет собой обтекаемый удлиненный фюзеляж с двумя плоскостями крыла - левое больше, правое меньше - со слабовыраженным горизонтальным хвостовым оперением и, как правило, одной стойкой шасси. В соревнованиях одновременно участвуют не менее двух экипажей. Цель - как можно быстрее пройти определенное количество кругов за минимальный отрезок времени.
Модель для воздушного боя
Это "летающее крыло". У модели отсутствуют фюзеляж, вертикальное оперение и стойки шасси. При проведении соревнований в бою участвуют два экипажа, состоящие из пилота и механика. Цель боя - нанести противнику как можно большее количество "отрубов" бумажной ленты, закрепленной на модели, и одновременно с этим как можно дольше находиться в воздухе.
Модель-копия
В этой категории существуют несколько критериев оценки и судейства. Моделисты стараются, чтобы модель-копия обладала возможностью выполнения всех функций, что и прототип: габаритные огни, бомболюки, выпуск-уборка шасси, сбрасывание десанта. При проведении соревнований результат складывается из двух оценок - степень соответствия прототипу и летные динамические характеристики на кордодроме.