Эти экзотичные соревнования в отдельной рекламе не нуждаются. Вот уже одиннадцать лет подряд в Магнитогорске зимой на старт выходят мотокроссмены. Сей факт для местных любителей мотоспорта удивительным не является. Но каждая гонка особенна по-своему, интрига каждой неповторима. А эмоции захлестывают и зрителей, и райдеров.
Переживать за любимых гонщиков становится все комфортнее. За прошедшие годы из футбольного поля, заросшего бурьяном с одной стороны и огороженного ржавыми трибунами с другой, это место превратилось в лучшую трассу Челябинской области, в чем огромная заслуга титульного и традиционного спонсора турнира и всего городского мотокросса - Магнитогорского металлургического комбината.
Постоянная поддержка руководства стального гиганта сделала город привлекательным для спорт-сменов самого высокого уровня. Примером тому - первый этап открытого областного чемпионата. Его масштаб можно оценить на огромной стоянке у стадиона, где все уставлено машинами. По номерным знакам легко отследить географию соревнований. Больше всего авто из Челябинской области, встречаются гости из Пермского края, Свердловской области, Ханты-Мансийска, Тюмени и Башкортостана.
- Более шестидесяти спортсменов, - рассказывают организаторы, - счет зрителей идет на сотни. Многие приезжают из ближайших городов и сел. И никто не жалуется на мороз: на трассе бывает так жарко, что даже воздух прогревается!..
Еще до начала состязаний устроители по секрету сообщили журналистам "Магнитогорского металла", что они подготовили настоящее мото-шоу. Вот только его детали до поры держали в тайне. Впрочем, объем проделанной работы и без того вызывал уважение. Невооруженным взглядом видно: трек подготовлен идеально. Повороты отсыпаны, фигуры выстроены в соответствии со строгой геометрией, трамплины начинаются идеальными подъемами и заканчиваются плавными спусками. А ведь в декабре Магнитогорск завалило снегом!
- Мы буквально ночевали на работе, - откровенничает с репортерами идейный вдохновитель турнира начальник спортивно-технического клуба "Металлург" Виктор Коржов. - Пришлось разгребать снежные завалы. За несколько бесснежных зим мы уже отвыкли от таких заносов. Но, вроде, справились. По крайней мере, спортсмены не жалуются…
- Не скромничай, Петрович! - перебивает друга руководитель челябинской сборной, семнадцатикратный чемпион России по мотокроссу Александр Платонов. - Трасса - просто супер! Подготовка как всегда - на высшем уровне. Трек находится в городе, до него удобно добираться зрителям, которые, думаю, не пожалеют, что сегодня пришли!
Наконец настает время "икс". На торжественной линейке выстраиваются участники одиннадцатого Мемориала воинов-магнитогорцев, погибших в горячих точках. С напутственными речами к гонщикам обращаются почетные гости.
- Мотокросс - один из самых зрелищных видов спорта, - отмечает с импровизированной трибуны директор частного учреждения ОАО "ММК" ДООК Александр Петрикеев. - И здорово, что в нашем городе он находит поддержку и развитие. Магнитогорский металлургический комбинат поддерживает этот вид спорта. Соревнования проходят и летом, и зимой. Хочется пожелать участникам честной борьбы, эффектных взлетов и мягких приземлений!
Но прежде на старт выходят… внедорожники! Вот он - первый из обещанных организаторами сюрпризов. Показательное выступление от представителей магнитогорского внедорожного клуба. Полноприводные монстры с профессиональными пилотами внутри вытворяют на трассе такое, что дух захватывает. Трибуны ревут, аплодируют… И это - только начало. Главное - чуть позже…
…Пока трассу обкатывают юные участники на небольших мотоциклах с объемом двигателя 65 "кубиков", их старшие товарищи вовсю колдуют над двухколесными болидами. Хотя эти приготовления скорее косметические. Основные технические доработки провели еще накануне, как только завершилась открытая тренировка.
- Никаких прогнозов. Скажу только, что победить будет сложно, - в техническом парке дает интервью телевизионщикам звезда челябинской команды Евгений Земсков. - Трасса понравилась. Достаточно компактная, много препятствий, поворотов, есть прямые участки…
- И что, под такой "рисунок" трека можно настроить мотоцикл? - не унимаются репортеры.
- Можно, - сияет фирменной улыбкой спортсмен. - Отрегулировали двигатель, настроили "вилку". Тут принцип такой: если после приземления руль жестко бьет, ее нужно ослаблять, если слишком мягко, наоборот - затягивать. В общем, механикам работы хватило. Теперь дело за нами. Постараемся не подвести!..
Кульминация гонки - выступления профи в открытом классе. В зимнем мотокроссе он делится на две категории, где спортсмены "обувают" шипованую резину и где мотоциклы не оборудованы шипами. Взлеты, приземления, часто - жесткие… Свободный полет… И все это - под аккомпанемент нескончаемого рева моторов. Впереди всех мчится Евгений Земсков.
- Только бы не "убрался" (на языке профи - вылететь с трассы. - Прим. авт.), - переживает его тренер. - Не надо было интервью до гонки давать…
Но ведь не зря Земсков менял положение "звезд", пусть и на заднем колесе. Звезды, что отвечают за удачу, от него не отвернулись. А наставник Евгения перестал верить в приметы: подопечный с уверенным отрывом первым пересек финишную черту. Кстати, в классе "без шипов" победу праздновал другой челябинец Михаил Козлов. Среди "ближайшего резерва" в классах 50 и 65 "кубиков" выиграли представители Башкирии Кирилл Воробьев и Арслан Гайнуллин. Не остались без "золота" и магнитогорцы: в классе 85 кубических сантиметров майку лидера никому не отдал Владимир Луконин.
Завершились соревнования трогательным мотопробегом. На старт вышли маленькие гонщики, самому взрослому из которых только-только исполнилось восемь лет. Под аплодисменты зрителей малыши совершили круг почета по стадиону. И с этим необычным заездом организаторы тоже угадали. Ведь он наглядно явил то, о чем думал каждый спортсмен, каждый тренер и многие болельщики. Мотокросс - это один раз и на всю жизнь.