Нет, это не клубничка, не ужасы и не расчленёнка. Это беспристрастное наблюдение за последовательным обесчеловечиванием человека в безжалостном фильме Тодда Филипса, который прежде снимал преимущественно комедии.
"Джокер" по комиксу "Убийственная шутка" Алана Мура 1988 года рассказывает о прошлом персонажа, противостоящего Бэтмену во вселенной DC. Джокер не сразу стал жестоким клоуном - сначала был просто мальчиком Артуром с травмой головы и жил с матерью-инвалидом в депрессивном квартале Готэма рубежа семидесятых-восьмидесятых. Кстати, знатоки сходятся в том, что этот город грехов сильно напоминает Нью-Йорк той же кризисной поры.
Непонимание и равнодушие окружающих, беспросветная бедность, вынужденный отказ от мечты стать стендап-комиком и столь же вынужденный выбор заработка - клоуном, продажность общества - прежде всего, властей - вот социальный набор, из которого вырастало чувство протеста, затем агрессия и маниакальность Джокера. Хоакин Феникс, сыгравший Джокера вслед за Джеком Николсоном, Джаредом Лето и Хитом Леджером, для этой роли специально сбросил двадцать три килограмма, отрепетировал разные варианты сатанинского смеха и отсмотрел несметное число записей из психиатрических больниц.
Мрачность пройденного Джокером пути прекрасно подчёркивает саундтрек от исландки Хильдур Гуднадоттир.
В общем, всё работает на погружение в атмосферу Готэма и переживание за Артура. Однако когда зрительское сопереживание достигает вершины, неожиданный режиссёрский ход заставляет усомниться в достоверности представленной версии прошлого Джокера. И всё же главное - Тодду Филипсу удалось найти безошибочную тональность, балансируя между отвращением к Джокеру-садисту и сочувствием Артуру-изгою.
Это первый кинокомикс, удостоенный Золотого льва Венецианского кинофестиваля - впрочем, это качественно новое прочтение жанра, вышедшее далеко за его пределы. Завтра в кинотеатре с джазовой душой киноманы составят собственное мнение о "Джокере".