Берлинский кинофестиваль отказался принимать этот фильм в конкурсную программу, а французы отказались финансировать съёмки: многие на Западе предпочли бы забыть о концлагерях второй мировой.
Узник Освенцима, венгерский еврей Саул - член зондеркоманды: в бесчеловечной машине концлагеря он "убирает вещи" - так на здешнем языке называют уничтожение людей в газовой камере и дальнейшую её зачистку для осуществления новых казней. Режиссёр долго не мог найти актёра на главную роль - слишком драматичная. Наконец отдал её своему другу - венгерскому эмигранту, теперь гражданину США, рок-музыканту, поэту, литератору, антикоммунисту Гезе Рёригу. Уже близко окончание войны: октябрь 1944 года - на это указывает попавший в фильм реальный факт - в концлагере зреет восстание. Но Саул ждёт собственной казни: фашисты уничтожали зондеркоманды каждые несколько месяцев, заменяя их следующими. Один из умерших кажется Саулу его сыном, с которым он давно расстался, и он преодолевает смертельные опасности, чтобы хотя бы похоронить парнишку в еврейских традициях.
Тридцативосьмилетний Ласло Немеш, потомок семей, переживших холокост, задумал фильм в середине нулевых, когда наткнулся на книгу "Голоса из-под пепла" (18+) с воспоминаниями участников зондеркоманд. Он наполнил картину библейскими аллюзиями и отказался от первоначальной концовки, определённо указывающей на отцовство Саула. В окончательной версии неясно, был ли у него сын до войны или он его себе придумал. Так или иначе это сын божий, как и другие узники. Но тогда чьи дети - охранники?
Для своего антинацистского высказывания режиссёр нашёл особенный видеоязык. В фокусе - только главный герой, причём чаще со спины в лагерной робе с красным крестом. Всё остальное - от неподвижных и голых мёртвых тел до расправ на глазах у зрителя - размыто, и этот приём усиливает ужас разложения душ тюремщиков.
Фильм снят на 35-миллиметровую плёнку - как в ХХ веке. "Устаревший" формат как нельзя лучше играет на достоверность происходящего. Прокат картины в мире очень ограничен. Члены киноклуба P. S. завтра посмотрят и обсудят её в кинотеатре с джазовой душой.