Этой колонкой «ММ» открывает регулярные публикации из телеграм-канала (12+) члена Русского географического общества Игоря Деревскова о богатстве мира птиц Магнитогорска и окрестностей. Все пернатые интересны по-своему, но за корону королевы красоты уверенно поборется необыкновенно прекрасная пустельга обыкновенная. В этой колонке объединены несколько постов магнитогорского орнитолога-любителя об этом крылатом охотнике. Предоставим слово Игорю Николаевичу.
Пустельга обыкновенная, Магнитогорск. Насколько я понимаю, это самый распространённый у нас хищник. Пустельга – это небольшой сокол, классики Бёме и Кузнецов определяют его даже немного мельче голубя, им виднее.
Пустельга обыкновенная
Да, кадр странный. А на самом деле – закройте глаза и ощутите: порывистый ветер в лицо, первые капли дождя, перед вами на старом, наполовину иссохшем, тополе – пустельга.
Необычно то, что она не хочет улетать: моё приближение её беспокоит, она-таки снимается и зависает против ветра. А вы высоко задираете голову – вот он, кадр. Теперь успеть нажать спуск до того, как капли упадут на объектив.
Через день после того, как был снят этот кадр, до меня дошло, что на гербе Рюриковичей сокол тоже – головой вниз.
Сразу озвучу положительную тенденцию: сейчас обыкновенная пустельга встречается чаще, чем 20–25 лет назад.
«Да, мне удобно!»
Интересный факт, наглядно иллюстрирующий многофакторность состояния окружающей среды. В 90-е годы после прекращения применения сельскохозяйственных ядохимикатов, казалось бы, численность пустельги должна была расти, однако эффект был нивелирован начавшимся в связи с этим зарастанием полей кустарником и редколесьем, что, в свою очередь, негативно сказалось на доступности добычи. Считается, что добыча эта – полёвки, мыши, другие грызуны, и только в «немышиные» годы пустельги переходят на ящериц, крупных насекомых, слётков. Я почти уверен, что это грубое упрощение, в реальности – что поймала, тому и рада. В прошлом году, например, удалось снять с короткой дистанции пустельгу именно с пойманной ящерицей, а уж лето было ой какое мышиное.
Удачная охота – и у пустельги, и у фотографа
Ещё, вероятно, вас удивит, что пустельги, как и все соколы, гнёзд вообще не строят: в горных районах они селятся в скальных нишах, в лесистой же местности просто занимают гнёзда ворон, сорок, грачей.
Вот досада, при неплохом техническом качестве выразительные кадры у меня не получаются. Но я не виноват – и обвинить хочу самих птиц. Полёт этих соколов настолько идеален, что получаются снимки одних и тех же фаз полёта. Так что вопросы не ко мне, это всё они, пустельги.
Идеальный полёт
P.S. Вы заметили, как стихло пение птиц? Сейчас у них сложный период – линька, надо успеть до осеннего перелёта. Думаю, именно поэтому сокол не стремился улететь.
В одном из ближайших номеров «ММ» вместе с Игорем Деревсковым расскажет о других птицах Южного Урала.