В ситуациях, когда ребёнок терпит неудачу, его естественным желанием становится движение к заботливому взрослому, который обнимет, пожалеет, утешит.
Залезая на ручки, ребёнок оказывается в так называемой психологической утробе. Он как бы на время опять забирается в кокон, в объятия родителя, в его любовь. Способность одного человека быть для другого психологической утробой, дать ему утешение и успокоение называется способностью к контейнированию.
Что же происходит с ребёнком в такие моменты? Когда он сталкивается с препятствием, то его здоровой реакцией является желание преодолеть барьер. Для этого в организме вырабатываются гормоны стресса, которые усиливают обмен веществ, заставляя человека быстрее действовать и думать. Но бывает, что препятствие никак не удаётся преодолеть. Что же делать? Смириться с поражением, по крайней мере, на данный момент. Принять ситуацию и утешиться. Так сказать, перейти от мобилизации к демобилизации, выйти из состояния стресса - не в сторону радости и торжества, а в сторону печали и смирения. Хороший помощник здесь - слёзы. Плач расслабляет, со слезами выходят продукты распада гормонов стресса - довольно ядовитых в больших количествах.
Дети более уязвимы перед стрессом, их нервная система ещё незрелая, а жизненного опыта недостаточно. Поэтому психологическая утроба любящего родителя становится волшебным средством.
Потребность в контейнировании сильных чувств после тяжёлого дня остается и у подростка, когда он просит посидеть рядом с ним, полежать рядом с ним, чтобы расслабиться под ласковые, убаюкивающие слова родителя. Да и взрослые, несмотря на то, что привыкли справляться с непреодолимыми трудностями без помощи других, при серьёзных неудачах нуждаются в контейнировании своих чувств. Поплакать и смириться с неизбежностью в объятиях другого - универсальный человеческий способ решения проблем.
Что же случится, если в ситуации стресса не брать ребёнка на руки, а требовать, чтобы он сам "взял себя в руки"? Если выразить свои чувства не получается, ребёнок проглатывает, подавляет, блокирует их. Он замораживает внутри себя те моменты, когда сам справиться не смог и помощи не получил. Как только в дальнейшей жизни ситуация или обстоятельства будут чем-то схожи, ему станет так же страшно и больно, как было в тот самый момент. Дети, которые часто остаются без помощи родителей в стрессовой ситуации, обычно имеют сложности с обучением, со способностью преодолевать трудности и восстанавливаться после неудач. Ребёнок может разучиться чувствовать, отрастить защитный панцирь, одеть на себя броню. Ему плохо, а он уже не плачет, не жалуется, не обижается. Держит себя в руках всю жизнь. Могут случаться и приступы неконтролируемой ярости, когда накопленные, непрожитые чувства переполняют ребёнка и вырываются наружу.
Если вы замечаете, что в стрессовых ситуациях впадаете в агрессию или отчаяние, остановитесь, задайте себе вопрос: "Сколько мне сейчас лет?". Лучше взять паузу и сделать что-то приятное для себя - выпить сладкий чай, прогуляться, подышать свежим воздухом, принять ванну. Спросите ещё: "Почему мне так плохо?" - и услышьте свой ответ: "Потому что страшно ошибиться или потому что я очень устал". Поэтому мысленно возьмите себя на ручки, обнимите и искренне пожалейте: "Ах, ты мое солнышко, так устал, а тут ещё надо решать сложный вопрос". После этого становится легче. Таким образом, вы контейнируете свои сильные эмоции сами, энергетически и эмоционально возрождаясь.
Перестараться с контейнированием невозможно, никто не захочет оставаться всю жизнь в психологической утробе. Ребёнок, восстановившись, выскакивает из рук и бежит дальше. Родители, контейнируя негативные чувства ребёнка, заботятся о нём и научают его заботиться о самом себе. Во взрослой жизни психика таких людей имеет большой запас прочности, гибкости, изобретательности, они обладают способностью утешиться сами.
Помогайте ребёнку проживать стресс, оставаясь живым. Учите его принимать несовершенство мира, переходить от разочарования и протеста к утешению и примирению с реальностью. Это поможет ему в дальнейшем справляться с жизнью.