В документальном фильме «Где ты, Адам?» (6+) Александра Запорощенко, который пройдёт на экране кинотеатра с джазовой душой, события развиваются в одном из самых древних православном греческом мужском монастыре Дохиар.
Съёмочная группа становится свидетелем таинств внесения в главный храм прославленной святыни – иконы Божией Матери «Скоропослушница», пасхального богослужения, пострига. Режиссёр рассказывает, что потратил на съёмки четыре года, и хотя многое в фильм не вошло, он проникся духом монастыря и познакомился с монахами. Например, с бывшим пианистом из России, лауреатом международных конкурсов – он и в монашестве порой играет на пианино.
Дохиар расположен на западном побережье святой горы Афон, а она – на полуострове в Эгейском море.
Фильм идёт с субтитрами, чтобы не потерять особенности голоса, интонации собеседника. Но в первые двенадцать минут не произносится ни единого слова. Вместо этого – шум дождя, восхитительные пейзажи, чистая радость молитвы, удовольствие от труда на лоне природы, счастье погружения в атмосферу неспешной жизни – чем не рай на земле? И значит, где-то здесь можно встретить Адама.
На этом фоне перед зрителем проходит череда образов монахов, среди которых выделяется фигура старца – игумена Григория. Долгая жизнь дала ему пищу для глубоких размышлений о её сущности, значимости труда физического и духовного, ответственности священника и особенно настоятеля за противостояние злу и греху. Григорий рассказывает о монашеском служении, где неустанная работа чередуется с молитвой, и вместе они составляют основу процветания монастыря. А ведь его население – всего полсотни иноков. Они вручную строят из природного камня опорную стену, защищающую территорию Дохиара от натиска моря. Заключительные кадры сняты на вершине Афона, занесённого снегом. Ветер сбивает с ног, камера дрожит на плече, но без этих отчаянных минут тема поиска бога была бы неполна.
Да, здесь каждая минута существования требует усилий. И вопрос, вынесенный в название фильма, «Где ты, Адам?», в вечной жизни может смениться на вопрос, обращённый к любому – по его имени. Потому что фильм обращён к каждому зрителю.