Одни только номинации, где он объявлен победителем, чего стоят: специальный приз «За эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую её поэтики» Международного кинофестиваля в Локарно, приз имени Микаэла Таривердиева автору оригинальной музыки к фильму Алексею Ретинскому на Кинотавре.
Оба триумфа – в уходящему году. У Алексея Ретинского репутация восходящей мировой звезды в современной композиторской традиции. Его музыку исполнил оркестр Курентзиса MusicAeterna – для оркестра и для Ретинского эта работа в кино дебютная. Костюмы модниц в фильме – от известного модельера Татьяны Парфеновой.
Классика позволяет человеку заглянуть в бездну собственной души, считает режиссёр. Возможно, поэтому Александр Зельдович создаёт свои фильмы в привязке к известным литературным сюжетам: его «Москва» (18+), например, рассказывала о чеховских трёх сёстрах, всё-таки переселившихся в столицу, в «Закате» (18+) действуют герои рассказов Бабеля. Размышляя над «своей» «Медеей», режиссёр познакомился с самыми известными интерпретациями классической трагедии и даже процитировал некоторые их сцены и реплики.
Происходящая на фоне библейских пейзажей, запечатлённых в Израиле, трагедия одинокой мстительницы – это современный взгляд на историю одинокой женщины (Тинатин Далакишвили). Влюблённая в бизнесмена (Евгений Цыганов) и пережившая предательство, она оказалась доведена до отчаяния и жаждет поквитаться. При этом готова платить любую цену, включая жизни самых близких людей. Оттого-то в фильме много чувственных сцен: героиня компенсирует развратом душевную опустошённость.
«Медея» задаёт вопросы о женской идентичности и роли женской эмансипации в ослаблении мужского влияния на общество, о том, какие тёмные силы порождает в душе одиночество, о разрушительном могуществе страсти. Не случайно финальная сцена происходит в легендарной крепости Ирода Великого – Масаде, а «Ясон» в исполнении Цыганова оказывается и жертвой, и виновным, пусть и без вины: ведь «всё из-за него».
В общем, вы поняли: накануне расслабляющей встречи Нового года киноклуб P. S. взял на себя непростую сверхзадачу погрузиться в трагедию из трагедий. И это ещё раз подтверждает: кино не развлечение, кино – работа для души. А завсегдатаи P. S. свою работу любят.