Кукла находилась рядом со своим хозяином от рождения до конца жизни, оберегала его от несчастий и бед, была верной помощницей в делах, приносила удачу и богатство в дом.
Елена Ильина, руководитель студии развития детей "Филипок", знает все о тряпичной кукле. А началось увлечение с подарка - маленькая куколка-талисман размером с мизинец. Затем были попытки самостоятельно изготовить народную игрушку, мастер-классы у известных кукольниц.
- Теперь куклы - часть моей жизни, - говорит Елена. - Считаю, что любое благодарственное обращение к прошлому, пусть это создание народной игрушки - сказывается наилучшим образом и на нас самих…
Мешочек с зерном и травой
По словам Елены, вся славянская культура пронизана целостностью и определенным предназначением. Народную игрушку изготавливали с практической целью, поэтому существуют куклы-обереги, обрядовые, игровые, целительские куклы. Вот, например, небольшая, но дородная обереговая кукла Зерновушка, которая обязательно была в каждом доме. Эту куклу ставили на кухню, чтобы она видела семью, которая садится за обеденный стол. По сути, Зерновушка - это мешочек, наполненный зернами гречки или пшеницы.
- Самую лучшую, самую спелую, самую цельную горсть закладывали в этот мешочек с благодарностью к земле за хороший урожай. А когда приходило время весеннего сева, первое зерно в землю кидали из этой куклы, - рассказывает Елена. - У игрушки богато расшивали фартук. Считалось, чем богаче украшение, чем больше стараний приложила мастерица, тем больше достатка принесет кукла в дом. Вообще фартук - обережный символ женского лона, показатель хозяйственности. Поэтому эта деталь одежды присутствует во всех куклах, изображающих женщину.
Одна из необычных обрядовых кукол носит название Коза. Сделана она из лыка и одета в яркое платье, поверх которого закреплены бубенцы. Использовали игрушку во время колядочного обхода дворов.
Не менее интересен и другой оберег - целительная Кубышка-травница. Внутри нее - ароматная трава. Елена мнет в руках игрушку, слышится шелест сухой травы, вокруг разносятся тонкие приятные запахи мелиссы и душицы. Мастерица говорит, что эта игрушка на Руси лежала или висела над колыбелью у ребенка и защищала его от болезней. Кстати, у крестьян не было такой куклы, которой бы не разрешалось играть детям.
Елена с упоением рассказывает о тряпичных куклах. А на вопрос, какая самая любимая, отвечает:
- Каждую люблю по-своему. Столбушка вызывает ощущение внутренней силы, тепла и защиты. Она напоминает мне мою бабушку. Кукла Берегиня говорит о целостности и домовитости. В ней я вижу себя…
Без иголки и ножниц
В любой тряпичной кукле воедино слито сакральное и игровое начало. А процесс создания игрушки представляет некое таинство. По словам Елены, кукла не подпустит к себе человека в плохом настроении, испытывающего негативные эмоции. Внутренний мир мастерицы должен быть гармоничным, ясным, наполненным добром и любовью. Именно эта работа по улучшению качеств своей души имеет главную ценность на мастер-классах куклотерапии, которые проводит Елена с женщинами разных возрастов в Левобережном Дворце культуры металлургов.
Для изготовления игрушки мастерицы используют только натуральные материалы: лен, шерстяные нити, дерево, лыко, крупу, хлопок. Если женщина делает куклу для себя, то непременно берет ткань от вещи, которую долгое время носила сама. Так кукла и становится настоящим оберегом для своей хозяйки. Однако если игрушка изготавливается в подарок, на нее используется новая ткань.
- У этих кукол нет глаз, губ, носа. Кого-то это пугает, кого-то настораживает, кто-то смеется, кому-то нравится, - рассказывает Елена. - Поверье гласит: лицо у игрушки отсутствует, чтобы в нее не вселился злой дух, и она выполняла задачи хозяина, а не жила своей жизнью. Считается, что в процессе создания тела игрушки нельзя применять иголки и ножницы, чтобы жизнь ее хозяина была не колота, в изготовлении применяют технику навивок и узелков. Режуще-колющие швейные предметы разрешается использовать лишь при изготовлении одежды.
Одевание, украшение нарядами - один из последних этапов создания куклы. Подобрать ткань, сочетать цвета, нарядить куклу с любовью - это целое искусство. Именно этот процесс развивает художественный вкус женщины, дает свободу для творчества. К примеру, один раз у куклы "Берегиня" неожиданно вместо мешочка появилась изящная сумочка.
- Я позаимствовала сумочку у куклы Успешницы, потому что этой Берегине тяжело было нести домашнее хозяйство в виде мешочка, - улыбается Елена.
Мастерица отмечает, что существуют куклы, которые женщина должна сделать сама, а не купить. Например, кукла Материнство, у которой в утробе завернут младенец, или Родовая троица, изображающая маму, бабушку, прабабушку. Тогда игрушка наполняется смысловым богатством, становится семейным талисманом.
Тряпичная кукла - это уникальный вид искусства. Кукла хранит в себе традиции и обряды, которые на протяжении веков складывались у русского народа. Не удивительно, что сейчас вновь появляется интерес к народной игрушке. Традиционная кукла притягивает своей внутренней теплотой и осмысленностью, вместе с ней мы становимся частью культуры.