Пока артисты и журналисты собираются, арену готовят к появлению морской львицы - застилают клеёнкой, по которой морской красотке удобнее передвигаться, ставят "парту". Тем временем Игорь Корчагин приглашает желающих понаблюдать за выходом на прогулку верблюдов - участников номера "Секрет Сахары". Величественные корабли пустыни, выбравшись на свежий воздух да на солнышко, резвились и прыгали на апрельском снегу во внутреннем цирковом дворе с щенячьим - иначе не скажешь - восторгом. Но вот прогулка двугорбых красавцев заканчивается, а мы возвращаемся к арене. Немного странно и волнующе - попадать сюда через тот выход, откуда обычно появляются артисты.
Представление "на публику" мы с редактором сайта "ММ" Дарьей Долининой уже видели. Интересно узнавать звёзд цирка - и очаровательных дрессировщиц, и "белых орлов", паривших под куполом - во вроде бы обычных людях в джинсах. Обычны они, правда, только на первый взгляд. Грация в движениях, особая пластика - и внутреннее спокойствие и уверенность в себе.
Раздаётся рык, довольно-таки устрашающий. На арену выкатывают клетку с красавицей Тишей, питомицей Людмилы Чугуновой. Дрессировщица морских львов объясняет и показывает, на какие жесты и команды голосом и как именно реагирует Тиша. Поднятая вверх рука - "салют" - львица приветливо машет ластом; "Ком!" и опущенная вниз рука - с изяществом, неожиданным для такой массивной "девушки", спускается на клеёнку и движется следом за дрессировщицей… А ещё удерживает на морде мячик, возвращается на место, встаёт в стойку. Главное - не забывать после каждого выполнения команды бросить Тише рыбку.
Из желающих попробовать себя в роли дрессировщика выстроилась очередь. "Животное чувствует вашу неуверенность… Зарплату любите вовремя получать? Тогда бросьте ей рыбу!.. Если хотите, возьмите вот этот мячик и бросьте ей, она отобьёт. Играйте так же, как с ребёнком… Погладьте, не бойтесь!" - подсказывает новоявленным дрессировщикам Людмила. Когда на арену вышла Дарья Долинина, Тише явно надоело повторять одни и те же трюки, и она встала в стойку добровольно, без команды. "О, у нас индивидуальная программа!", - с улыбкой отреагировала Дарья и бросила рыбку. Людмила почувствовала настроение животного и предложила Даше и Тише номер с хулахупом.
- Больше всего понравилось кормить Тишку, - после репетиции сказала моя коллега. - Несмотря на угрожающий вид и рёв, рыбку она берёт аккуратно и даёт себя погладить. На ошупь она мокрая, гладкая, прохладная, пахнет рыбой. Ещё у неё огромные глаза с ресницами.
Как призналась Дарья, главное, чего ей хотелось, - поближе пообщаться с животными. И эта мечта сбылась. Ей легко удалось найти общий язык не только с морской львицей, но и с потрясающей красоты жеребцом, любимцем публики.
- Лошадей люблю с детства, как и цирк, - с горящими глазами говорит Дарья. - Это потрясающие животные - красивые, статные, мощные и при этом бесконечно преданные человеку. Именно таков тракененский жеребец по кличке Версаль. С ним работает дрессировщица Татьяна Гуторова. Первый мой контакт с этим животным - угощение морковкой и поглаживание. Затем проход по манежу, поклон, приветствие зрителей. Ничего сложного, Версаль эту программу выучил от и до. Но как грандиозно это смотрится во время представления! Самый главный трюк, который мы с ним делали, - "свеча". Ты прогуливаешься с лошадью, останавливаешься, делаешь шаг в сторону и даешь команду. И вот в метре от тебя лошадь поднимается на задние ноги. Огромная, сильная, прекрасная! Я благодарна за возможность принять участие в открытой репетиции, с удовольствием поучаствовала бы в настоящем представлении.
А я решила рассмотреть поближе оригинальный номер Инны Липкан и Александра Чугунова с четырнадцатью тарелками, чудесным образом вертящимися на штырях. Есть у них небольшой секрет - крошечная дырочка в основании. Но она лишь помогает тарелке занять правильное положение, дальнейшее зависит от умения почувствовать ритм движения гибкого штыря, скорость, амплитуду. В остальном же - самые обычные тарелки. Фарфоровые. Бьющиеся. Попыталась покрутить тарелку на штыре - и опаньки… Надеюсь, на счастье. "Пока репетировали, всю посуду в доме Сашиных родителей перебили", - признаётся Инна.
Больше всего мне хотелось оказаться под куполом цирка. Но, к немалому разочарованию тех, кто уже настроился на полёты, нас сразу предупредили: это в программу не войдёт. И всё же была возможность подняться на пару метров над уровнем арены на тросе, просунув кисть руки в специальную петлю. Довольно-таки острое ощущение, должна признаться. Зинаида Моисеева поднимается в воздух, изящно крутя хулахупы. Да, далековато до неё даже самым спортивным из акул пера.
Остаток отведённого на открытую репетицию времени общаюсь с участником номера "Белые орлы", воздушным гимнастом Олегом Василенко. Как и его собратья по номеру, в цирк он пришёл из спорта. С 4 до 18 лет занимался гимнастикой, а потом знакомые позвонили и сказали: "Нам нужен человек. Может быть, попробуешь?" И вот уже два года Олег - в одном из считающихся элитными цирковых жанров.
- Я был во-о-он на тех качелях, видите? Моя задача - ловить. Под каждого партнёра - свой кач. Если одна рука из двух срывается, я должен мягко направить партнёра в сетку. Неправильное приземление очень опасно. Падать надо на ровную спину - ни в коем случае не на голову, копчик или живот. Мы, воздушные гимнасты, должны очень тонко чувствовать настрой друг друга. Перед началом номера - традиционный жест: двойной хлопок ладонями о ладони товарища, сверху вниз и наоборот. Уже по хлопку чувствувем настрой друг друга. У нас очень добрые отношения. Конечно, бывает, что ссоримся, но плохое настроение оставляем за пределами цирка.
Есть в жизни Олега немало увлечений, в том числе экстремальных - те же горные лыжи. Есть мечта прыгнуть с парашютом. Но главный заряд адреналина для молодого, но уже опытного воздушного гимнаста - это работа. Хочется творить, искать новые ходы в программе.
Игорь Акимов пока новичок - два месяца назад пришёл в команду. Поначалу, как и всем начинающим, приходилось просто привыкать к работе под куполом - постоять наверху, покачаться. С каждым днём - шаг вперёд, эмоции, радость от покорения высоты…
Было в этот день немало открытий для магнитогорских журналистов. И "не поддающиеся дрессировке" дрессированные кошки Валерии Чугуновой. И фокусы иллюзиониста Игоря Штейна. И возможность попробовать себя в роли эквилибристов…
В финале я немного пожалела о том, что не попала на репетицию до представления. На многое взглянула бы внимательнее, иначе оценила бы. За лёгкостью и праздничностью каждого циркового номера стоит великий труд. И великая же любовь к своему делу. Иначе на арене не будет взаимопонимания и настоящего партнёрского контакта, работы в тесной связке - ни с животными, ни с людьми.