Эвакуация из города на Неве началась в первые же дни войны. С 29 июня 1941 года по 1 апреля 1943-го Ленинград покинули больше 1,7 миллиона человек, из которых 48,8 тысячи стали прибывать в Челябинскую область в конце лета. Некоторые эшелоны с эвакуированными ленинградцами расформировывались в Челябинске, чтобы двигаться дальше – в Сибирь, Среднюю Азию. Но сесть на транзитный поезд мог только физически сильный и здоровый человек.
Из-за неразберихи с отправкой транзитных поездов многие ленинградцы боялись выходить из вагонов для похода в столовую, чтобы не отстать от поезда. В буфетах Южно-Уральской железной дороги жителей блокадного города кормили немного лучше, чем других эвакуированных. Детям, например, давали компот и белый хлеб. В Челябинском эвакопункте блокадники получали горячее питание. Ленинградским детям, которых к 1 марта 1942 года в Челябинской области находилось 9458 человек, уделялось особое внимание. Дошкольникам в сутки выдавали 400 граммов белого хлеба и 250 граммов молока. В месяц на каждого ребёнка приходилось 1200 граммов крупы, 430 граммов сахара, 600 граммов рыбы, 600 граммов солёной сельди, 1,2 килограмма мяса. Картошку по норме не регламентировали.
Больше всего ленинградцев осело в Магнитогорске (516), Саткинском (380) и Каракульском (327) районах, в Копейске (325), Октябрьском (183) и Чебаркульском (107) районах. В Миасском районе нашли приют 26 блокадников. Данные по Челябинску утеряны.
В Челябинскую область были эвакуированы сотни ленинградских предприятий и организаций, а также семь институтов, причём в Челябинске обосновался только один – Ленинградский электротехнический, а остальные шесть (библиотечный, городской педагогический, иностранных языков, педагогический имени А. И. Герцена, педагогический имени Н. В. Покровского, учительский) приехали в Кыштым.