У меня, как и у многих журналистов, есть свой архив, в котором храню интересные истории, факты, фотографии. Особое место в нём занимают материалы о Великой Отечественной войне. Много лет назад Герой Социалистического Труда Евгений Стоянкин записал воспоминания работников доменного цеха военной поры. В преддверии 75-летия Великой Победы рассказы этих людей обретают новое звучание.
"Грозно высятся наши домны-красавицы. Особенно величественны они в момент выпуска чугуна, - вспоминал начальник смены второй бригады доменного цеха А. Кириченко. - Выпуск на третьей доменной печи совпал с великой минутой: радио принесло радостное известие - Победа! "Победа! Победа!" - перекликались с голосом диктора доменщики. Казалось, чугун ликовал вместе с людьми. "Разве можно найти слова, чтобы выразить нашу радость? - воскликнул мастер Душкин. - Пусть за нас говорит чугун!" Голоса людей заглушал шум идущей лавы, и они ни на минуту не прекращали работу. Радость придавала ещё больше силы. "Вот, проклятый немец на коленях! Дожил!" - слёзы радости сверкали на глазах никогда не плакавшего старика-горнового Черных. Шестнадцать тонн специального чугуна сверх плана - таков салют коллектива третьей доменной печи. "Идёт чугун Победы!" - торжественно заявил Буданов. И люди аплодировали, будто они впервые видят выпуск чугуна. "Идёт чугун Победы!"- неслось по цеху.
Машинист скипового подъёмника Евгения Фёдоровна Иванова 9 мая 1945 года работала в утреннюю смену на шестой доменной печи, отправляла гружёные скипы на колошник. Там и застала её весть о Победе.
"Сижу на пульте одна. Всю переполняет радость, - вспоминала Евгения Фёдоровна. - В свободную минуту, пока скипы стоят и печь полная, побежала к подруге на пятую домну, обнимались, целовались. А после работы был митинг возле конторы около первой домны. Начальник цеха Георгий Михалевич поздравил с Победой".
Старший горновой шестой домны Евгений Борзенков пришёл в цех в начале войны после окончания 13-го ремесленного училища. 9 мая 1945 года он работал в утреннюю смену.
"Уже в душевой, которая была под бункерной эстакадой первой печи, поздравляли друг друга, - рассказывал доменщик. - Утро было тёплым, шумели грачи, обитавшие на столбах контактной линии в гнёздах: нашли же экологически чистое пристанище! Видно, тоже радовались, кричали во всё горло. Закончилось великое кровопролитие. Будем жить хорошо, питаться сытно. Работал у нас на горне один трудармеец, носил с собой сумку от противогаза зелёного цвета. В ней были алюминиевая ложка, тряпка не первой свежести, вытирать пот с лица, и кусочек хлеба. Пока заправляли канавы, то и дело посматривали на торбочку: как бы не спёрли".
Работники сортопрокатного цеха Павел и Мария Старковы поженились 6 мая 1945 года. Паспорта рабочих тогда хранились в отделе кадров комбината, будущим молодожёнам их выдали под роспись, только на время регистрации брака. А уже через три дня мужики из бригады, со слезами на глазах поздравляя новоиспечённую семью, кричали: "Вовремя ты женился, Пашка! Война закончилась!"
"Работали по двенадцать часов без отпусков. Между сменами, бывало, прикорнёшь в душевой: домой ни сил, ни времени нет добираться, - вспоминала Мария Захаровна. - И всё равно - глаза-то не только на металл глядят. Мы с Пашей после ремесленного в одном цехе работали, он - вырубщиком, а я - автогенщиком. Чтоб вы поняли, как он трудился, скажу одно: ему доверяли работать без приёмки ОТК! Потому и бронь была, и на фронт его не пускали, хоть он в сорок четвёртом году и закончил ленинградскую танковую школу, которая тогда сюда, в Магнитогорск, переехала".
Тоннельщица первого коксового цеха Агафья Григорьевна Мальцева пришла на комбинат в 1941 году двадцатилетней девчонкой. Трудовую биографию начала подсобным рабочим каменщика. Работа нехитрая, но не из лёгких, а главное, не по душе. Поступила Агафья на курсы машинистов коксовых машин и стала первой женщиной в цехе, освоившей эту сложную профессию.
"Трудно было, - вспоминала она. - Стране нужен был металл, а металл без кокса не выплавишь. Чтобы увеличить насыпной вес шихты, в бункера загрузочного вагона наливали 1200 килограммов керосина. Идёт вагон по батарее, керосин просачивается сквозь затворы, огненной струйкой бежит следом за вагоном. Верх батареи в огне, двери горят, наскоро сбив пламя, коксовики спешат загрузить следующую печь. На верху батареи трое - две женщины и мужчина. Женщина - люковой и женщина - машинист. Каждый день восемь часов накала. Шихта зависает в турме. От мешалки мало толку. Шуруешь-шуруешь чистилкой - нет шихты. Потом как ухнет - в пыли не видно ни вагона, ни машиниста. Если шихта просыплется на площадку - после смены берёшь тачку и не уходишь домой, пока не наведёшь порядок. Чисто было на четвёртой батарее, с первого блока приходили коксовики культуре производства учиться".
Два года работала Агафья Мальцева машинистом загрузочного вагона, затем пересела на коксовыталкиватель, а уже в мирное время перешла работать в тоннель, проверяла чистоту рабочих мест, исправность оборудования. И везде была одной из лучших. Видимо, сказывалась трудовая закалка, полученная в годы войны.