В её основу положен план-схема Магнитогорска, сохранившийся в городском архиве. Можно достаточно точно датировать время создания этой карты, поскольку на ней обозначены посёлки Н. Каширина и В. Блюхера, получившие названия согласно протоколу № 5 заседания президиума Магнитогорского горсовета от 5 августа 1936 года.
В августе 1937-го командарм Николай Каширин был репрессирован, и, следовательно, посёлок сразу же переименовали. Кроме того, очертания берегов заводского пруда обозначены на план-схеме города ещё до их изменения после пуска второй плотины в апреле 1937 года. Поэтому создание этого исторического документа можно датировать отрезком: август 1936-апрель 1937 годов. В процессе исследований карта была существенно переработана автором. Теперь на ней указаны все четыре спецпосёлка - Центральный, Северный, Ново-Туковый и Известковый. Через них с 1931 по 1948 годы прош-ло более 50 тысяч ссыльных, ранее раскулаченных вместе с семьями. Наибольшей концентрации на магнитогорской стройплощадке спецпереселенцы достигли к 1 октября
1931 года, когда их численность достигала 42,5 тысячи человек. Также обозначено местоположение довольно большого палаточного городка спецпереселенцев, существовавшего с весны по осень того же года. На карте видно, что Центральный спецпосёлок граничит с Казахским посёлком, где в 1933-1935 годах проживало несколько тысяч казахов, привезённых в Магнитогорск с целью их "ускоренной перековки" из кочевого народа в оседлый.
Магнитогорские посёлки имели не только словесные названия. Некоторые обозначались цифрами, поскольку при строительстве завода вся стройплощадка была разделена на участки: от 1-го до 14-го. 1-й участок отвечал за строительство доменного производства, 2-й - за мартен, 3-й - за листопрокатное производство. И вот на этих участках возникали посёлки для семей рабочих. Ко второй половине 1930-х годов на территории города было около 70 таких поселений. В первые годы жильё во всех административных единицах, кроме Соцгорода, было однотипным - дощатые засыпные бараки. Кроме того в посёлках имелись тысячи землянок, которые возводились самостроем из бутового камня, самана и дёрна. После пуска в конце 1932 года бетонитового завода начали наконец строить бараки из шлакоблока.
Самой многочисленной группой работников подневольного труда были заключённые, численность которых на протяжении с 1930 по 1953 годы существенно превышала количество раскулаченных ссыльных. В 1930 году местом пребывания заключённых, использовавшихся на строительстве, было тюремное здание, которое через несколько лет получило официальное название магнитогорская тюрьма № 3, что и указано на карте. Летом 1932 года организована исправительно-трудовая колония № 4. По данным историка В. П. Баканова, на 15 сентября 1933 года в магнитогорской колонии числилось 8,5 тысячи человек, причём большая часть из них не содержалась под стражей, а меньшая проживала изолированно, под охраной. Постепенно режим содержания заключённых ужесточался, и со временем все они стали находиться за колючей проволокой. На карте обозначены три таких лагеря, а также штаб ИТК.
История любой страны сочетает в себе науку и идеологию. В последние десятилетия в исследовании истории России произошёл ощутимый сдвиг в сторону научной объективности, но идеология и политика ещё сильно довлеют над нашими умами в оценке даже недавнего прошлого.