Почти четверть века аптечное управление Магнитогорска возглавляла Антонина Георгиевна Морева.
Она руководила аптеками города в 40-70 годы прошлого века, вложив в это дело огромное количество сил и энергии. Родилась она в 1911 году в Верхнеуральске в многодетной семье краснодеревщика Георгия Степановича Кожевникова. У Георгия, похожего на цыгана, и его жены Евдокии Кузьминичны, которую все называли русской красавицей, было 12 детей, и все они были хороши собой.
Семья была работящей, все - при деле. Летом отец и старшие сыновья косили сено, убирали хлеб, а сёстры заготавливали овощи, стирали, пасли в поле гусят и телёнка. Каждую осень Кожевниковы выезжали в Карагайский бор за груздями и брусникой. Лошадей оставляли возле источника, а маленьких детей, в том числе и Тоню, привязывали вожжами к ходку, чтобы они не потерялись в бору. Там же, возле источника, грузди мыли и солили. И дней через десять возвращались домой с полными кадушками. Бруснику Евдокия мариновала. А зимой неутомимый Георгий столярничал, делал превосходную мебель для богатых купцов. Евдокия же была хорошей портнихой и кулинаркой, поэтому её часто приглашали в купеческие дома для приготовления различных блюд.
Семья была религиозной, в ней не было скандалов и ругани. Самое страшное ругательство у отца было на коня: "Лихоманка тебя возьми". А когда уже взрослый сын Василий выругался "чёртом", мать не разговаривала с ним несколько дней и не разрешала по утрам целовать руку, что делал всегда только он. Вот в такой семье выросла Антонина, впитав, как губка, крепкие нравственные устои и умение трудиться.
Станица
В 1928 году Тоня окончила школу второй ступени, то есть 9 классов, затем курсы стенографистов и делопроизводства. В 17 лет она была стройной, красивой девушкой: большие серые глаза с тонкими бровями, высокий лоб, слегка курносый нос, румянец во всю щёку, волнистые чёрные волосы и белоснежные зубы. Кстати, румянец очень смущал девушку, и она пудрила щёки мукой. Не мудрено, что однажды Борис Морев, увидев Антонину, влюбился и добился руки и сердца красавицы. Он был старше на пять лет и успел окончить фармацевтическое училище и свердловский институт, получив профессию провизора.
В 1929 году молодые супруги приехали работать в казачью станицу Магнитную, где Борис Тимофеевич был назначен заведующим аптекой, а Тоня стала его ассистентом-практикантом. Когда началась великая стройка, лекарства нужны были в огромных количествах, и Моревы трудились с утра до вечера, Но случилась беда: из-за плохих бытовых условий Антонина заболела туберкулёзом. По настоянию врачей супруги с маленькой дочкой выехали в 1933 году в Воронежскую область. Поселились Моревы в бывшей усадьбе графа Воронцова. Аптека располагалась в красивом здании. В нём же была двухкомнатная квартира, где и разместилась семья. Борис заведовал аптекой, Антонина была первой помощницей мужа. В 1938 году она окончила Орловское фармацевтическое училище. Условия, в которых жила молодая семья, были не сравнимы с уральскими: тёплый климат, изобилие яблок, груш, вишен, живописная река Ворона, изумительный парк с вековыми деревьями.
Война
В 1940 году Моревы впервые увидели море, взяв путёвки в санаторий Анапы. Это было последнее счастливое лето. Через год началась война. Бориса отправили в город Бобров управляющим аптекой закрытого типа, которая обслуживала раненых, в том числе и военнопленных. Антонину перевели в Абрамовский район на должность управляющей базисной аптекой. Между Бобровым и Абрамовкой было почти 100 километров.
Абрамовку вскоре начали бомбить. Пятое апреля 1942 года Антонина Георгиевна запомнила на всю жизнь. Ночью прилетели "мессершмиты", "повесили" осветительные шары. Стало светло как днём. А на станции стоял состав, в котором ехали на фронт наши воины. Чья-то подлая рука закрыла замки вагонов снаружи, а впереди поезда стояли две цистерны с горючим. Началась бомбёжка. С рассветом открылась страшная картина: в сгоревших вагонах, вернее в остовах, сидели, стояли, лежали обгоревшие трупы, а в воздухе стоял запах горелого мяса…
Постепенно фронт уходил всё дальше на запад. Работа района нормализовалась. В апреле 1944 года Мореву перевели в освобождённый от немцев город Острогожск на должность управляющей межрайонной конторой аптеко-управления. Город, три с половиной года находившийся в руках врагов, был практически разрушен. Из 21 аптеки осталось только две. Главной задачей в тот период была заготовка лекарственно-технического сырья, так как главные его поставщики - Белоруссия и Украина - были ещё в руках врага. Воронежская область богата лекарственными травами, но собирать их было непросто. Поля и леса заминированы. И хотя минёры работали, жертвы всё равно были.
Магнитогорск
В 1945 году вернулся Борис Тимофеевич, и в том же году у Моревых родился сын Сергей. А в 1946 семья вернулась в Магнитогорск, где жили родные и друзья. Антонина, имея на руках маленького сына, некоторое время работала в рядовой аптеке. Но уже в январе 1948 года её назначали руководить аптечным управлением Магнитогорска.
Аптеки города находились тогда в жалком состоянии, и Морева развила бурную деятельность. Не стеснялась обращаться за помощью к советским, партийным организациям, к областному аптекоуправлению. Дважды была на приёме у директора металлургического комбината Г. И. Носова. Впоследствии она написала о Григории Ивановиче: "Он был немногословен, серьёзен, собран. Строгость характера хорошо сочеталась с душевностью и простотой русского человека. У него невозможно было получить поддержку, уважение, дружбу, если ты этого не заслуживаешь". Морева поддержку от Носова получила.
В 1953 году Антонина окончила фармацевтический факультет Московского медицинского института. За годы её руководства было открыто шесть аптек в городе и десять - в сельскохозяйственных районах, а кроме того создана новая служба "Росмедтехника". Большое внимание уделяла Антонина Георгиевна подготовке фармацевтов: при аптечном управлении регулярно проходили семинары, учебные занятия для молодых специалистов. Словом, как было написано в одной из газет, "Морева поставила аптечное дело в Магнитке, задала ему нужный тонус. И этот маховик, запущенный ею, исправно вертится до сих пор". Поразительна цифра лет, отработанных Антониной Моревой: 51 год и четыре месяца.
Будучи на пенсии, она написала большой труд о становлении и развитии аптечной системы Магнитогорска. Последние три года Антонина Георгиевна жила у дочери в Каменске-Уральском, но нередко приезжала в Магнитку. Скончалась Морева на 88-м году, прожив большую, красивую, хотя совсем не лёгкую жизнь. И всегда была честным и порядочным человеком.