Девятого декабря Россия отметила День Героев Отечества. К этой памятной дате был приурочен областной конкурс "Герои Отечества - наши земляки". Победительницей в номинации "Сочинение" стала Елизавета Новосветлова из 5б класса магнитогорской средней общеобразовательной школы № 20.
Как рассказывает учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5б Валентина Семёнова, ставшая и руководителем работы Лизы Новосветловой, девочка трудилась над сочинением не ради награды, а по велению сердца. Осенью Валентина Анатольевна спросила ребят, у кого в семьях есть герои, о которых можно было бы написать эссе. Лиза откликнулась не сразу - подошла чуть позже, на перемене, рассказала о своём прадеде. И начался непростой, но увлекательный творческий процесс. Всё, о чём говорится в её эссе "Куликовское поле труженика Ивана Куликова" с подзаголовком "Письмо с многоточием", основано на словах Лизы, а Валентина Анатольевна учила девочку, излагая свои мысли, выбирать главное, делать акцент на особенно значимых событиях. Елизавета в ходе создания эссе узнала немало о своём прадеде. В письме она обращается к нему ласково, по-семейному...
Письмо с многоточием
"Дедушка! Я напишу тебе письмо и отправлю... на полку. На полку того книжного шкафа, где хранятся твои фотографии, грамоты, награды. Я буду взрослеть и время от времени перечитывать это письмо. И дописывать ещё что-то о себе и о тебе. Главное - о тебе! Ведь я постоянно расспрашиваю о тебе и маму, и бабушку, рассматриваю твои снимки, думаю о тебе. А теперь вот решила написать письмо с многоточием.
…Я, дедушка, учусь в пятом классе. Занимаюсь в архитектурном кружке Дома творчества. Люблю русский язык, изучаю английский. А ещё много читаю. Мне нравятся сказки, рассказы о животных. Из домашней библиотеки я всё детское уже по нескольку раз перечитала. А недавно наткнулась на старенькую, можно сказать, ветхую книжонку. Называется она "Методы работы лучшего грузчика внутризаводского транспорта тов. Куликова И. К.". Сразу поняла, что она о тебе, о том, как ты героически работал. Ты не удивился бы, узнав, что ей 67 лет. И этой книжечкой у нас дома все так дорожат! На её обложке, сверху, перечисляются награды. Сначала я подумала, что это у тебя были ордена Ленина и Трудового Красного Знамени. Оказалось, что так был награждён комбинат. А твои награды - это медаль "За трудовую доблесть", многочисленные знаки "Ударник социалистического труда" и… набор серебряных ложек. Я раньше не знала, что наш комбинат носил имя Сталина. Об этом тоже прочитала на обложке сверху.
Но для меня важнее то, что написано по центру. На ветхих, ставших от времени бронзовыми страницах простыми, даже немного строгими словами изложена твоя рабочая биография. Из неё понятно: ты - герой!
Даже на фотографии ты такой мощный, значительный. Почему у тебя такой встревоженный взгляд? Ты как будто думаешь о чём-то очень важном, трудном. Понимаю, тебе же нужно было вместе со своими товарищами восстанавливать наш город после войны.
Настоящий стахановец
Читаю в книжечке: "Одним из лучших стахановцев-грузчиков является Иван Константинович Куликов". Мне нравится, что тебя называют "товарищ Куликов". Я тоже так тебя иногда называть буду, можно?
Оказывается, тебе понадобилось девять лет, чтобы прославиться на весь завод! Не знаю, много это или мало. Но бабушка говорит, что ты "с молодости был трудяга, себя не жалел".
А это я и вижу на других фотографиях, где ты с лопатой в руках или с большим железным болтом перед железнодорожным вагоном. Ты в спецовке, в шапке-ушанке, но всё равно выглядишь аккуратным, даже красивым. Мне кажется, это потому, что тебе очень к лицу твоя работа. И ты её очень любишь, эту свою такую тяжёлую работу грузчика-железнодорожника. Кстати, горжусь тем, что я из династии железнодорожников, которую основал ты, дедушка!
Ты будто не замечаешь фотографа, который снимает тебя за работой. С кем бы я могла тебя сравнить, глядя на эти фотографии? Сразу напрашивается сравнение: с богатырём сказочным. Но я сразу отказываюсь от этой идеи, ведь твоя работа - это не сказка, а самая настоящая трудовая быль, где не было чудес, а всё зависело от сил, здоровья и характера. А характер у тебя был правильный! И главные твои качества - это трудолюбие и ответственность.
На трудовом фронте
Нашла, нашла, с кем тебя сравнить! С русским солдатом! Я знаю, что ты "за 30-40 минут до начала смены" приходил на участок и "заблаговременно знакомился с фронтом работы". Ты, дедушка, на заводе был, как на фронте! И спасибо тебе за это! На своём Куликовском поле совершал свои трудовые подвиги товарищ Куликов. И свой инструмент, как надёжное, верное оружие, содержал всегда "в полной исправности".
Бабушка часто говорит, что для тебя работа была смыслом жизни. И никаких тут чудес!
Узнала я ещё один рецепт успешной работы твоей бригады. Какие вы молодцы, что так помогали друг другу!
Об этом в книжке говорится так: "Грузчик… приходит на помощь другим членам звена, что ускоряет процесс выгрузки". Вот бы и нам всем так научиться! Чтобы не каждый - сам за себя, а все - за общее дело.
Кстати, мы сегодня с классом ходили в библиотеку и видели там выставку книг, посвящённую 100-летию комсомола. И там были такие слова: "Комсомол - это взаимовыручка и взаимопомощь". Уверена, что и комсомольцем ты тоже был настоящим!
А в библиотеке хочу на каникулах взять книгу о Стаханове, в честь которого названо движение рабочих-передовиков. Мне о нём обязательно побольше узнать надо.
Нелёгкая, но яркая судьба
Дедушка, я часто думаю о том, какая же нелёгкая тебе выпала судьба. Мне недавно твоя дочь - моя бабушка Любовь Ивановна - опять рассказывала историю твоего рождения. Это было 24 января 1916 года, 102 года назад. Оказывается, твоя мама - моя прапрабабушка Варвара - замечательно готовила. Об этом прекрасно знал местный барин, который и позвал её накрыть стол для своих гостей. Угощенье получилось на славу! Довольный господин преподнёс мастерице рюмку водки. Та отказалась, сказав, что ей нельзя пить спиртное. И тогда разобиженный барин плеснул ей водку в лицо и прогнал со двора. Бедная бабушка Варвара с трудом дошла до угла, за которым был барский сеновал. Там и родила она своего седьмого ребёнка, которого назвали Ванечкой. Вот почему иногда над тобой, дедушка, шутили, что родился ты на барской постели. Правда, была та постель… из соломы.
Много было горького, даже опасного в твоей героической жизни! А помнишь, как тебя укусила бешеная крыса, которых много водилось в той послевоенной необустроенной Магнитке? Как же ты сумел выдержать сорок уколов в живот, которые делали тебе в больнице, чтобы вывести заразу? Это ведь такое нужно было иметь крепкое терпение!
А ещё ты любил рассказывать, чего стоило тебе завоевать сердце моей прабабушки, своей жены. Горжусь, что ты не испугался дворовых бандитов и победил их главаря. За это все во дворе стали тебя уважать, а вскоре у вас состоялась свадьба.
Первые яблони Магнитки
А как раскрылся твой талант труженика, когда увлёкся садоводством! Сколько тяжеленных камней своими руками вынес с участка возле дома, а потом раскидал по нему несколько машин отменного чернозёма! Ты действовал, как настоящий агроном, хотя у тебя и не было специального образования. Ты с семьёй жил тогда в самстроевском доме посёлка Горняков. Дом на четыре семьи, и вокруг все дома такие же. Но только ты один на всю большую околозаводскую округу решил выращивать… яблони. Сколько книг научных ты изучил! Сколько журналов выписал! Сколько законспектировал статей из них! А потом взял и написал письмо в Курган известному учёному-агроному Мальцеву. Он и прислал тебе посылкой долгожданный саженец яблоньки. Его и привил ты к стволу яблони-дички на потеху недоверчивым, удивлённым соседям. Разве думали они, что через каких-то три года ты будешь угощать всех яблоками весом под триста граммов!
Бабушка утверждает, что ты первый в Магнитке начал выращивать яблони. Наверное, это на самом деле так. Вырасту - узнаю. А яблонька та до сих пор, говорят, растёт. Там, у бывшего подъезда старого дома, на маленьком Куликовском поле прославленного садовода Ивана Куликова. Только после твоего переезда на правый берег яблонька обиделась на тебя, заскучала и снова… одичала.
Я тоже скучаю по тебе, дедушка. Постараюсь чаще тебе писать, милый дедушка Иван Константинович! И обещаю, что многоточие никогда не станет точкой…"