Этот посёлок, именуемый в документах того времени именно как Казакский, возник в Магнитогорске по тем же причинам, что и Гумбейский в Агаповском районе ("ММ" от 29 марта 2018 года), то есть из-за всесоюзного голодомора, который в 1932-1933 годах особенно сильно задел население тогдашнего Казахстана. С июня 1925 по февраль 1936 года эта территория обозначалась как Казакская АССР. А сами казахи назывались тогда казаками, а точнее, чтобы как-то выделить их, кочевыми казаками.
В переводе с древнетюркского языка "казак" означает кочевник, вольный всадник. Тюркское происхождение раннего казачества можно подробно аргументировать с лингвистических позиций. Например, этимология всего казачьего "чинного ряда" - атаман, есаул, кошевой, куренной - легко объяснима при знании тюркских языков. Рядовые воины Золотой Орды, а позднее постордынских государств, назывались казаками. Например, известный русский историк Михаил Худяков в своей книге "Очерки по истории Казанского ханства" пишет, что казаки составляли основу казанского войска, состоящего в основном из конницы.
В докладе Магнитогорского горсовета от 19 февраля 1935 года отмечалось, что "…в 1933 году было завезено казаков-кочевников с побережья Аральского моря 4500 человек, вместе с семьями, приученных к оседлому образу жизни, в значительной своей части ставшими грамотными, активными участниками соцстроительства".
Завоз казахов осуществлялся в добровольно-принудительном порядке, в рамках так называемой трудовой мобилизации, чему способствовал, как уже упоминалось, массовый голод в Казахстане, возникший в результате небывалой засухи, а также репрессивных мер по сгону кочевников в колхозы. Основная масса казахов была размещена в построенном конкретно для них Казахском посёлке, который находился "в непосредственном соседстве со спецпосёлком НКВД", а точнее - примыкал к нему с западной стороны.
В Казахском посёлке было 12 жилых бараков, школа, магазин, баня, детсад и ясли. Для детей бывших кочевников было организовано 11 классов, где они - в количестве 290 человек - проходили обучение на родном языке, а также осваивали русский. Санитарно-бытовые условия содержания казахского населения, обеспечение одеждой и продовольствием, медицинское обслуживание были сравнительно неплохими, о чём свидетельствует тот факт, что за 1933 год смертность жителей Казахского посёлка составила лишь 94 человека. Это неизмеримо меньше, чем у спецпереселенцев в 1931 и 1932 годах, когда свирепствовали голод, холод и эпидемии. Кроме того, казахи считались полноправными гражданами страны, не лишёнными гражданских прав.
Летом 1935 года руководство города и комбината приняло решение о ликвидации посёлка, как неудовлетворяющего санитарно-культурным требованиям. Казахов планировали расселить по баракам 15 предприятий и организаций, где они работали: копровый и литейный цехи, ЖДТ, цех водоснабжения и другие. По мере освобождения бараков Казахского посёлка они постепенно заполнялись спецпереселенцами, в основном татарской национальности, из Центрального посёлка. Видимо, предполагали, что в силу языковой и религиозной общности эти два народа легче найдут взаимопонимание. В течение нескольких лет оставшиеся казахские семьи жили вместе со ссыльными. Именно бараки Казахского посёлка непосредственно соседствовали через забор из колючей проволоки с лагерем заключённых, что подробно описано в статье "Молчаливый свидетель истории", опубликованной в "ММ" 25 января 2018 года.
Второе "пришествие" казахов в Магнитогорск случилось уже в годы войны, когда они тысячами, наряду с узбеками, киргизами, таджиками, прибывали в качестве мобилизованных трудармейцев. Бригады трудармейцев работали на строительстве домны № 6, коксовой батареи № 7, шамотного цеха, мартеновских печей. Многие из них были удостоены правительственных наград.
Присутствие казахов в жизни города нашло отражение на его карте, где появилась небольшая улица Казахская, идущая параллельно улице Чкалова и пересекающаяся с улицей Фрунзе. В левобережье города, с которого всё и начиналось, уличные названия, как правило, имеют более ранний характер. Скорее всего, в тот момент, когда это название появилось, память о казахах и Казахском посёлке была ещё свежа.
Магнитку изначальную можно назвать "маленькой Америкой". В голой степи представители самых разных национальностей из разных областей и республик страны возвели новый город с мощной металлургической индустрией. Общие лишения и трудности первых десятилетий жизни, их героическое преодоление сплотили первых горожан, сделали их терпимыми друг к другу, усилили социальную солидарность. Уже много лет люди, посещающие Магнитогорск, отмечают присущий ему необыкновенный дух интернационализма.