История Магнитогорского ТРАМа началась в 1930 году, когда из лучших представителей художественной самодеятельности была организована агитбригада. Номера, с которыми она выступала, были основаны исключительно на местном материале. В качестве авторов выступали начинающие журналисты Семён Нариньяни и Исидор Шток. Агитбригада выступала на строительных площадках, в цехах, общежитиях и пользовалась популярностью среди строителей города и комбината.
В 1931 году на базе агитбригады решением городского комитета ВЛКСМ был создан Государственный театр рабочей молодёжи – ТРАМ. Это была одна из форм участия комсомола в советском искусстве. Его очень ценили рабочие зрители, в особенности молодежь. Шефство над самым молодым театральным коллективом страны взял Государственный академический Малый театр.
Первым директором новоиспечённого театра стал Михаил Арш. До Магнитки он четыре года учился в школе юниоров при Театре революции. Активно участвовал в движении «Синяя блуза», отдавая предпочтение политической сатире. Позже Аршу поручили принять участие в организации первого в Москве театра рабочей молодёжи, который размещался в здании нынешнего театра Ленком. Михаил стал его первым администратором и лаборантом режиссёра. В 1931 году ЦК ВЛКСМ направил Арша на Магнитострой для организации художественной самодеятельности. Ему удалось собрать агитбригаду из строителей. Проявив настойчивость, он добился того, чтобы всех её участников поселили в один барак. Теперь каждый вечер, вернувшись со смен, самодеятельные артисты сдвигали мебель, освобождая пространство в центре жилого помещения, и репетировали сценки, куплеты, частушки, песни, забыв про голод и усталость.
В 1937 году Арш был арестован «за пропаганду и агитацию» и осуждён на пять лет. Срок отбывал на Колыме. Освободившись, был лишён права выезда на материк. Так Михаил Арш оказался в Магадане, где прожил почти двадцать лет. Работал помощником режиссёра, администратором, заместителем директора театра, был организатором и руководителем гастролей по Колыме ведущих артистов и театральных коллективов страны. В 1942 году начал работать диктором магаданского радио. Ему доверяли читать сводки Совинформбюро, за что жители окрестили его «магаданским Левитаном». В 1961 году переехал в Москву, где активно включился в работу Центрального Дома работников искусства. С 1931 года режиссёром ТРАМ работала жена Михаила Арша Зоя Левицкая. За её плечами были Гнесинское училище и режиссёрское отделение ГИТИСа. Забегая вперёд, отметим, что после ареста мужа Михаила Арша она осталась без работы и только в 1939 году, переехав в Рязань, была принята в областной театр на должность режиссёра. В 1946-м переехала в Магадан, служила в местном театре. Вернувшись в Москву, стала режиссёром в Центральном Доме работников искусства.
Драматург Исидор Шток написал киносценарий о Магнитке, к сожалению, не экранизированный. Через сорок лет он снова приехал в Магнитогорск, где его «Божественной комедией» (12+) открылся театр куклы и актёра «Буратино». Публицист и драматург Семён Нариньяни в 1972 году на сцене Магнитогорского драматического театра поставил спектакль «Послушание» (12+), в основу которого лёг реальный исторический факт – приезд на строительство комбината наркома тяжёлой металлургии Г. К. Орджоникидзе.
Но вернёмся к ТРАМу. Первые три года своего существования он не имел постоянного здания и финансовой поддержки. Его то и дело критиковали за «нездоровые явления». Говорили, что он потерял лицо молодёжного театра, оторвался от обслуживания цехов и совершенно не дружил с «молодняком Магнитки». В коллективе возникли «нездоровые ростки богемы», появились случаи отрыва от кипучей магнитогорской действительности. В театре прекратились политучёба, выпуск стенгазеты и воспитательная работа. Когда ситуация стала критической, советская печать – газеты «Комсомольская правда» (16+) и «Магнитогорский металл» (16+) – а также Государственный академический Малый театр поставили перед магнитогорской общественностью вопрос о дальнейшей судьбе театра рабочей молодёжи. В результате решением президиумов окрисполкома и горсовета театр на три месяца получил помещение в клубе НКВД.
В 1932 году был открыт ДИТР – Дом инженерно-технических работников, директором которого стал Михаил Арш. К зданию был пристроен зрительный зал на 600 мест с небольшой сценой. В 1934 году туда переехал ТРАМ. Малый театр послал на Магнитострой в качестве директора и художественного руководителя артиста Б. И. Никольского, а на должность режиссёра-постановщика – артиста Б. И. Бриллиантова. С их приездом театр начал работу над новым спектаклем. Московские посланцы привезли для ТРАМа пьесы, утверждённые в репертуаре дирекцией Малого театра. Кроме того, в ТРАМ вернулись старые работники – Левицкая, Сабуров, Костенко, Дурманов.
18 октября 1935 года состоялось открытие осенне-зимнего сезона. В клубе НКВД прошли спектакли «Продолжение следует» (16+) А. Бруштейна, «Гроза» (16+) Островского, «Чудесный сплав» (16+) Киршона.
Концертная бригада ТРАМа выступала на призывном пункте, а коллектив ТРАМа был прикреплён к цехам завода для установления постоянной живой связи с молодёжью Магнитки. Театр провёл ряд совместных литературных вечеров с писательской организацией Магнитогорска, посвящённых памяти А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
1 ноября того же года начались учебные занятия на первом и втором курсах театрального техникума Магнитогорского ТРАМа по следующим театральным дисциплинам: история театра, пластика, техника речи, мастерство актёра и грим.
Под руководством Малого театра коллектив ТРАМа искал своё творческое лицо, не допуская «стилистической пестроты» в репертуаре, следуя принципиальной чёткости в методах работы над ролью, над спектаклем.
15 февраля 1937 года Магнитогорскому театру рабочей молодёжи присвоено имя А. С. Пушкина. 1 сентября того же года ТРАМ становится городским драматическим театром имени А. С. Пушкина.
