Полвека прошло с тех пор, как исчез посёлок Средне-Уральск. Его нет даже в памяти большинства магнитогорцев. Вряд ли теперь кто-то вспомнит, что оттуда родом прославленные лётчики Иван Кузнецов, Григорий Васев, Пётр Теребилкин, Михаил Константинов, Фёдор Малов. Чьи-то имена на слуху у местных краеведов, а другие затерялись на задворках истории. Светлая память героям той страшной войны. Никто не забыт, ничто не забыто.
Соколы Сталина
К празднованию 250-летия основания крепости Магнитной в местной прессе прозвучал призыв вспомнить об исчезнувшем посёлке Средне-Уральск. Среди немногих отозвавшихся был Н. Парасочка, оставивший уникальное воспоминание о двух лётчиках-друзьях. «Жили в Средне-Уральске два добрых весёлых парня. Оба любили гонять по крышам голубей, а отсюда, возможно, так крепко полюбили они небо. В Магнитогорске на небольшом аэродроме был открыт аэроклуб – довоенное детище бывшего Осоавиахима. Один из парней – коренной житель посёлка Александр Павлович Микишков, а второй – приезжий из Казахстана Михаил Романович Константинов. Оба любили небо и решили стать лётчиками. Сказано – сделано. После работы, немного перекусив, шагали пешком до ДОКа на трамвайную остановку, а это километров шесть. Потом на трамвае до конечной остановки, а там опять пешком аж до аэродрома. Оба учились прилежно. Инструктор учебного пилотажа был ими очень доволен. Окончили обучение по управлению учебным самолётом на «отлично». Потом забрали их в армию, где они служили в авиаполку. А потом была кровавая, жестокая война. Саша Микишков писал родным: «Воюю с фашистами смело и умело. Уже сбил несколько немецких асов, имею боевые награды. Мой девиз: или грудь в крестах, или голова в кустах». Не дожил Саша до окончания проклятой войны. Был сбит вражеским истребителем и погиб как настоящий герой. А вот Михаилу Константинову повезло. Несколько раз был ранен в воздушных боях, горели в воздухе два его самолёта. Михаил уничтожил тринадцать немецких самолётов и был награждён многими орденами и медалями. За последний воздушный бой ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. После войны долгие годы служил он в воздушных войсках Советской Армии».
Михаил Константинов
Родился 25 декабря 1922 года в селе Ерназаровка Кокчетавской области Казахстана в семье крестьянина. В 1930 году вместе с родителями приехал на Магнитострой. Жил в посёлке Средне-Уральск. Учился в школе № 10 и одновременно в аэроклубе. По путёвке комсомола в 1940 году был направлен в Оренбургскую военную школу лётчиков. С мая 1944-го участвовал в боях с немецко-фашисткими захватчиками на Втором Белорусском фронте. Гвардии младший сержант, старший лётчик 43-го гвардейского штурмового авиационного Волковыскского краснознамённого полка М. Р. Константинов совершил 148 боевых вылетов по уничтожению техники и живой силы противника на самолёте ИЛ-2. Своим мастерством бомбовых и штурмовых ударов нанёс большой урон живой силе и технике врага. Особенно отличился в боях за Белоруссию, Восточную Пруссию и при взятии городов Гдыня, Данциг, Штеттин. Над полем боя Константинов правильно оценивал воздушную и наземную обстановку. Неоднократно показывал примеры мужества и отваги в вождении групп на боевые задания, правильными действиями наводил на цель ведомых, делая по четыре-пять заходов на цель. Лично уничтожил и повредил: самоходных орудий – 5, танков – 8, автомашин – 31, железнодорожных вагонов – 16, полевых орудий – 23, переправ – 2, самолётов на аэродромах – 4, орудий зенитной артиллерии – 21, укреплённых огневых точек – 5, катеров – 2, бензоцистерн – 9, бензоскладов – 1, подвод с боеприпасами – 41 и до 397 человек живой силы. 10 октября 1944 года, нанося удар по артиллерии и танкам противника западнее Рожан, при третьем заходе самолёт Константинова был подбит огнём зенитной артиллерии. Несмотря на сильное повреждение самолёта, он продолжал выполнять боевое задание и довёл повреждённый самолёт до аэродрома, где произвёл посадку на «отлично». 15 мая 1946 года Михаил Константинов был удостоен звания Героя Советского Союза. Он награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны
II степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Фёдор Малов
Судьба другого лётчика из посёлка Средне-Уральск долгое время находилась под грифом «Секретно». Фёдор Андреевич Малов, лётчик-штурман, гвардии младший лейтенант. Родился в Средне-Уральске 2 марта 1925 года. Из рода Никитиных, поселившегося у Магнитной горы после отмены крепостного права. Фёдор Малов призван на службу Магнитогорским главным военным комиссариатом. С 16 января 1943 года в РККА – 101-й бомбардировочный авиаполк, переименован с 5 ноября 1944 года в 31-й гвардейский Красносельский краснознамённый авиационный полк дальнего действия. В наградном листе к ордену Красной Звезды указано краткое изложение боевого подвига: «Товарищ Малов в действующей Красной Армии с апреля 1944 года. За время боевой работы в полку совершил один дневной и девять ночных вылетов на бомбардирование военных объектов на территории Восточной Пруссии, два вылета на бомбардирование города Берлин и четырнадцать – на бомбардирование переднего края обороны противника. Штурманской подготовкой и средствами радионавигации владеет хорошо. Тщательно готовится к боевым заданиям, в результате чего случаев потери ориентировки или невыполнения заданий не имеет. Его бомбометание отличается точностью. Систематически работает над повышением знаний и практического опыта. Имеет общий налёт: днём – 13 часов, ночью – 163 часа. Летает в составе экипажа: командир корабля гвардии лейтенант Лопухов, лётчик младший лейтенант Неклюдов, борттехник старший лейтенант Михалевич, радист гвардии старшина Матов, стрелок гвардии сержант Кузнецов. Делу партии Ленина–Сталина и Социалистической Родине предан. Достоин награждения орденом Красной Звезды. 14 мая 1945 года». Со слов его двоюродного брата Василия Кочеткова известно: «Во время полёта на Берлин приходилось садиться на вражеской территории для починки неисправности самолёта. После войны Фёдор Малов перебрался в Москву, где окончил военно-юридическую академию. Разбирал особо тяжкие дела среди военнослужащих, по результатам которым определяли наказание минимум от десяти лет, а максимум – вплоть до расстрела...»
Наверное, оттого у него пронзительный взгляд на фото – столь суровые дела требовали ясности ума и контроля над собственными эмоциями. Эта непростая работа в органах и наложила табу на его личную биографию. Исправляю этот пробел. Горжусь вкладом своего двоюродного деда Малова Фёдора Андреевича, подполковника юстиции, в общий итог Великой Отечественной войны. За боевые заслуги он награждён медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За взятие Вены», «За взятие Берлина». Судьба его полна неясностей. Неизвестно, почему он прожил всего 43 года. Вместе с другим военнослужащим он был захоронен в общей могиле на Тихвинском кладбище Смоленска. Тогда он был в звании подполковника юстиции и работал с непростыми делами в военно-юридической академии. Возможно, это и стало причиной трагической гибели. Военно-юридическая академия готовила офицеров для военных трибуналов и военных прокуратур. На неё возлагались задачи подготовки кадров военных юристов высшей квалификации, способных решать все вопросы сложной прокурорско-следственной и судебной работы в органах юстиции ВС СССР. Часть выпускников академии и профессорско-преподавательского состава принимала участие в работе международного военного трибунала на Нюрнбергском и Токийском процессах, в расследовании военных преступлений гитлеровцев и изменников Родины на оккупированной советской территории.
Дмитрий Левко,
краевед