Продолжение. Начало в № 51
Жизнь и творчество Станислава Васильевича Мелешина (настоящее имя Владимир), советского прозаика и поэта, связаны с Уралом – Южным и Северным, с легендарной Магниткой, прошлым уральского казачества – станицей Магнитной и посёлком Средне-уральским.
Магнитка тесна для юного гения Мелешина – он пытается покорить Москву. Братья Мелешины – старший Алексей и младший Владимир – едут поступать в столичную академию художеств. Владимир поступил, Алексей – нет. Владимир уступил место брату и попробовал поступить в военное училище, затем – в Литературный институт имени А. М. Горького, который в ту пору возглавлял Фёдор Гладков. Владимир прочёл ему свои стихи, подарил журнал «Ленинград» (16+) со своей поэтической публикацией под псевдонимом Станислав. Приём в институт завершён, но Гладков зачисляет Мелешина на первый курс очного отделения.
Вскоре приключилась неприятность: в «Литературной газете» (16+) Станислава Мелешина разоблачили как плагиатора и исключили из литинститута.
«Позже я узнал, откуда взялось у Мелешина псевдонимное имя Станислав, – вспоминал Николай Воронов. – При газете «Магнитогорский металл» иногда собиралась крохотная группа стихотворцев: Нина Кондратковская, Станислав Яловецкий, Геннадий Рыбаков. В многотиражке их печатали. Стихи Станислава Яловецкого нравились Мелешину. Один из них он послал в журнал «Ленинград». К стихам Яловецкого присоединил стихи Людмилы Татьяничевой, печатавшейся в Челябинске, и вроде бы стихи Нины Кондратковской. О том, что Володю уличили в литературном воровстве, я долго не знал».
После трёх лет скитаний Мелешин возвращается в родную Магнитку, где работает художником-оформителем: «Три шатоломных года, – вспоминал Мелешин, – я колесил по стране: хотелось стать студентом, издать сборник стихов, поступить в военное училище, посмотреть мир… В три военных училища был принят, но ни в одном из них не удержался из-за ложной романтики и приверженности к перемене мест. В Ленинградский государственный университет был зачислен на политэкономический факультет и проучился полгода, дальше первого полугодия учиться не пришлось. Время было голодно-карточное, помощи никакой. Пришлось возвращаться в Магнитку и браться за спасительное ремесло художника».
В 1947 году служба в армии заново пробуждает в возмужавшем лирике литературное творчество: «Служил в строительных войсках на Северном Урале. Мир расширялся, дело пошло насерьёз, на раздумья. Густая тяжёлая тайга, морозные самодовольные сугробы, тундра, северные сияния… много ездил по тайге и тундре, изучал северную народность манси, их язык, быт, жизнь».
Весна на Северном Урале,/ В таёжной дальней стороне./ Озёра спят в немой печали,/ Истосковавшись по весне./ Озёра – сказка голубая!/ …Взгляни под лёд – уже видна/ Неугомонная, крутая,/ Седая первая волна!
Мелешин как прозаик впервые печатается с 1951 года. В 1953-м он публикует свои первые северные рассказы и небольшие повести в журналах «Дружба народов» (16+) и «Огонёк» (16+), в альманахе «Уральский современник» (16+) под псевдонимом Станислав Мелешин. Его первая книга этнографических рассказов и очерков «Семья Тасмановых» (16 +), посвящённая народу манси, публикуется в 1954 году в Свердловске. Николай Воронов вспоминал об этом моменте так: «Володина служба в армии проходила среди народа манси, на редкость привлекательного для него. Он стал писать о манси. Это были рассказы. Он отдавал их в альманах «Уральский современник» (16 +), и там их печатал прозаик Виктор Стариков, который, к тому же, являлся заместителем Ольги Марковой, возглавлявшей областную писательскую организацию. Ольга Маркова и Виктор Стариков помогли Мелешину в издании книги (повести и рассказов) «Семья Тасмановых», где основные герои – манси. Книгу хвалили на Урале и в Москве».
В 1955 году у Станислава Мелешина выходит пара книг, также посвящённая жизни небольшого народа манси: «Паче, рума!» («Здравствуй, друг!») (16 +) – в Свердловске и «Трое в тайге» (16+) – в Челябинске.
В 1956 году Мелешин окончил заочное отделение Литературного института имени А. М. Горького, а поступить туда ему помог его друг Николай Воронов: «Владимир Мелешин, которого призвали в армию, присылал оттуда мне свои стихи. Я отобрал лучшие и отрывок из поэмы о Петре Первом и отдал Замошкину (возглавлявшему кафедру творчества – Прим. авт.) на просмотр. Эти работы Владимира Мелешина Замошкину понравились, и он зачислил его на заочное отделение. В армии, кстати, было запрещено заочное обучение. Возглавлял Уральский военный округ великий маршал Жуков. Мелешин обратился к нему, и тот разрешил поступление в литинститут, что обеспечило Мелешину приезд на слушание и экзамены, материальное обеспечение и, конечно, проезд в два конца». Об этом содействии Воронова перед защитой диплома в 1956 году с благодарностью вспоминал и сам Станислав Васильевич: «Ведь это благодаря ему, меня, солдата, приняли в этот важный писательский институт. Он проследил за движением моих стихотворений, поэмы «Дорога на Север» (16+), комедии «Здравствуй, Урал!» (16+) и двух робких рассказов, посланных мною из армии», «Я угодил на Север – служить в армии, а Николай уехал в литературный институт учиться. И уже когда я в первый раз приехал в Москву на экзаменационную сессию за первый курс, мы снова встретились. Коля, как называли его сокурсники-очники, часто прогуливался по институтскому саду в окружении своих собратьев-студентов: Василия Тендрякова, Владимира Солоухина, Константина Ваншенкина, Юрия Бондарева, Расула Гамзатова, Юлии Друниной и других. А мне, заочнику, придётся опять после сессии подаваться к себе на Север, нести солдатскую службу на Севере, там, где кончается горный таёжный Урал, переходя в тундру. Вот бы Колю сюда. Я часто вспоминал о нём, греясь у костра».
В 1956 году в Москву на III Всесоюзное совещание молодых писателей делегат Станислав Мелешин привёз цикл рассказов о жизни народа манси, тогда же секретариатом писательской организации страны он был принят в Союз писателей СССР.
Ему скучно подолгу бывать в столицах страны и Урала, его вечно магнитит домой «гора его жизни», родные места детства и юности.
По приезду в Магнитогорск он с удовольствием выступал на заседаниях городского литобъединения. С этого момента у Мелешина начинают зарождаться рассказы о родном городе, комбинате и металлургах. Но и о манси он не забывает. О них он пишет в рассказах: «Вижу – пою» (1952) (16+), «Гражданин без имени» (16+) и «Товарищ Ольга» (16+), завершающих книгу «Любовь и хлеб» (1958) (16+). Продолжая тему северных рассказов, в 1958 году у Мелешина так же выходит повесть «Таёжный выстрел» (16+), которую он посвящает своему учителю и великому магнитогорцу Георгию Соловьёву.
В дальнейшем судьба снова свела вместе магнитогорского писателя и маршала Победы Жукова: в Свердловске, на панихиде (в 1959 году – Прим. авт.) у могилы Павла Бажова. «Володя приподнял воротник шинели, – вспоминал Николай Воронов, – и притопнул хромовыми сапогами, даже уши шапки-ушанки опустил… Демобилизованный в лесах мансийских холодов, он продолжал носить добротную армейскую форму. Я, не предупреждённый о том, куда меня он ведёт, оказался в толпе известных литераторов, одетых по-таёжному: в толстые, подбитые ватой и мехом пальто с каракулевыми воротниками, в медвежьи и лосёвые шкуры, даже овечьи тулупы… Я бродил между писателями, теперь уже зная, что нахожусь на кладбище, где похоронен Павел Бажов… На панихиду ждут министра обороны Георгия Константиновича Жукова, который дружил с Бажовым… Бажов привечал ссыльного маршала, чётко понимая, кто его сослал на Урал». Свердловские друзья любят и уважают своего магнитогорского товарища. В столице Урала Мелешин общается с композитором Евгением Родыгиным, который вместе с неразлучной гитарой частый гость у магнитогорского прозаика и поэта.
Продолжение следует.