Продолжение. Начало в № 51, 55
Жизнь и творчество Станислава Васильевича Мелешина (настоящее имя Владимир), советского прозаика и поэта, связаны с Уралом – Южным и Северным, с легендарной Магниткой, прошлым уральского казачества – станицей Магнитной и посёлком Средне-уральским.
В конце 1960-х у классика русской литературы новый творческий подъём. Дома, в родной Магнитке, Мелешина заинтересовала тема местного казачества. Она появляется в книге «Расстрелянный ветер» (18+) в 1967 году, и появляется не просто так. На своём жизненном пути Станислав Мелешин встречает педагога Марию Матвеевну Окуневу. В произведениях «Эти двое в метель» (18+), «Разлука живёт на вокзале» (18+) и переработанной версии «Любава» (18+) он раскрывает образ любимой, мудрой женщины, которая помогала ему в нелёгком литературном деле. Она была первой, кому он нёс свои рукописи на строгий суд. Писал свои произведения в её квартире, где была создана творческая обстановка для писателя, читал их вслух. Хозяйка вносила поправки, помогала редактировать рукописи. «Был день моего рождения, – вспоминал Николай Воронов. – Володя познакомился с Машей Окуневой. Негласно Окунева стала женой Мелешина, и он чаще и дольше оставался в Магнитогорске. Привлекла она его не только красотой и умом, но и довольно крупными историческими знаниями. Каким-то образом ей удалось заполучить знания об Оренбургском казачестве, что положительно сказалось на творчестве Мелешина. Из-под его пера вышли интересные казачьи вещи». Другим близким человеком, сподвигшим его проникнуть вглубь непростых перипетий уральского казачества, была его старшая сестра Анна – педагог-историк по образованию, директор школы.
Но его художественные произведения о местном казачестве основаны не только на документальной истории. В 1968 году Мелешин отправляется в творческую командировку по сёлам Южного Урала. Материалы этой поездки, в виде наблюдения за жизнью потомков уральского казачества и не только, ложатся в основу ряда рассказов и произведений «деревенской прозы», как и у его собратьев по перу – Василия Шукшина, Виктора Астафьева и прочих «пятидесятников». Герои этого пасторального жанра – сельские жители, зачастую с остатками крепких семейных устоев местного Оренбургского казачества. В этот же юбилейный год Мелешин завершает две части исторического романа об уральском казачестве «Степь железная» (18+). В Южно-Уральском книжном издательстве выходит книга «Расстрелянный ветер» (18+). «В новом 1968 году, – сообщал Мелешин, – мои планы, как и у любого писателя, обширны. Сейчас работаю над третьей частью романа «Степь железная» (18+). Она называется «Мятежные небеса» (18+) и, по всей видимости, будет заключительной, последней».
В «Литературной России» (18+) опубликованы два новых рассказа о металлургах – «Подручный Прометея» (16+) и «Разлука живёт на вокзале» (18+). Выходит стихотворная поэма о Ленине – даже такая рутина в его исполнении превращается в шедевр поэтического слога. В связи с 40-летним юбилеем городское радио посвящает Станиславу Мелешину целый выпуск радиожурнала «Литература и искусство» (18+). С бобин магнитофонной плёнки звучат записи интервью и стихов в авторском исполнении.
Повесть «Гром спит в колоколах» (18+) с октября 1969 года публикуется в двенадцати номерах газеты «Магнитострой» (18+), а в 1970 году – в двух последних номерах журнала «Смена» (18+). Под Новый год разлетается весть: «Журнал ЦК ВЛКСМ «Смена» (18+), официально сообщил: повесть Станислава Мелешина «Гром спит в колоколах» (18+) удостоена почётной премии. Главный герой повести С. Мелешина – рабочий класс».
В 1970 году выходит книга повестей и рассказов об уральских металлургах «Подручные Прометея» (16+). Многие произведения посвящены рабочему городу Магнитогорску, нелёгкому труду металлургов. Этой тематикой пронизан целый пласт его произведений: «Пламя»(16+), «Рабочие люди» (16+), «Железное эхо» (16+), «Рабочая ладонь» (16+), «Твоя черёмуха»(16+), «Молния в черёмухе» (16+), «Разлука живёт на вокзале» (18+), «Гром спит в колоколах» (18+), «Прикоснись к меридиану» (16+) и другие.
После смерти Бориса Ручьёва в 1973 году квартиры Мелешина и Кондратковской стали пристанищем для молодых авторов. Собираясь у Мелешина, литераторы вели споры, обсуждали творчество коллег, а некоторые получали здесь творческую путёвку в жизнь. Станислав Мелешин щедро отдавал себя родному городу – выступал в цехах, школах, Дворцах культуры и других учреждениях. Посещал библиотеки, особенно любил детско-юношескую, расположенную на проспекте Ленина, где был своим человеком. Близко дружил со старейшим магнитогорским поэтом Михаилом Михайловичем Люгариным.
В 1977 году в драмтеатре имени А. С. Пушкина по роману «Расстрелянный ветер» (18+) был поставлен спектакль в авторской инсценировке. Экранизация романа не состоялась, так как в это время Сергей Бондарчук снимал «Войну и мир».
«После очередной поездки в Москву он сказал мне, что «Расстрелянный ветер» понравился Сергею Бондарчуку, – вспоминал В. Павелин о Мелешине. – Известный актёр и кинорежиссёр намеривается по этому произведению снять кинофильм». Но Мелешина не останавливает эта неудача – он сам участвует в постановке спектакля по мотивам своего романа. Помогает доскональное знание дела изнутри. Любители театра с интересом ждут новую пьесу в постановке приглашённого режиссёра Московского театра имени Ленинского комсомола Якова Губенко. В ролях задействован основной, наиболее опытный состав артистов: Л. Самарджиди, В. Юферев, Р. Кузьмина, Г. Сафонова, В. Долгих, Е. Калинина и другие.
Постановка спектакля настолько грандиозна и кинематографична, с элементами свето-шумовых эффектов и современной балетной хореографии, что на ней стоит остановиться отдельно: «…сценическая площадка совершенно пуста, если не считать аккуратного ряда казачьих сёдел с одной и хомутов с другой стороны, почти у самых кулис. И – горизонт, огромный задник, который становиться то степью, то хлебными полями, то уральскими горами, где скрывается казачья банда. Его заливает нежный, бледно-зелёный свет занимающегося утра озаряют сполохи гигантского пожара, по нему, то пропадая, то вновь появляясь меж облаками, плывёт луна. Он всё время живёт, через него мы ощущаем дыхание времени. Он и кажущееся необъятным пространство сцены создают иллюзию всё того же «вселенского» характера повествования – не о частных судьбах идёт речь, речь идёт о судьбах целой страны, всего народа... Эпическое начало присуще всему спектаклю. Оно достигается и своеобразной актёрской пластикой, и плавными переходами картины в картину – когда последняя мизансцена ещё не завершена, а на неё уже «наплывает» другая, – и великолепно скомпонованной музыкой».
Музыка и звуковое оформление, как и свет, играют в этом спектакле одну из главных ролей. Благодаря им, мы чувствуем вот тут, рядом, уральскую степь – в ней стрекочут кузнечики, кричат перепела, слышится звон оттачиваемой косы и ржание коней. Мы исполняемся сознанием огромной беды, когда под скорбное церковное пение медленно идут убитые, свалившиеся на их плечи бедой крестьяне – сгорел хлеб... Потрясает, в полном смысле этого слова, переход от беснующегося бандитского атамана Михаила Кривобокова и карканья ворон в клубящемся чёрном небе к светлому дню и тихому танцу под мирные звуки гармоники. И сразу – набат, пожар, паническое метание фигур в багровом полумраке. А как стремителен порыв Парани к раненому мужу – через толпу станичников, вдоль трепещущего красного полотнища.
В спектакле девятнадцать действующих лиц. Если прочитать инсценировку, мы увидим, как принято говорить, роли «главные» (их не так много) и «второстепенные». Если посмотреть спектакль – мы увидим девятнадцать человек, девятнадцать неповторимых личностей и ни одной второстепенной… Спектакль кончается так же, как и начинается: при свете занимающегося утра медленно выкатывается возок с надписью «Бакалея», влекомый комиссаром Жемчужным. И так же медленно, в молчаливом покое, с вилами и граблями на плечах идут за ним и уходят от нас вглубь сцены – в поле – станичники».
Продолжение следует.