Продолжение. Начало в № 71
Окончив седьмой класс, Анатолий Шкарапут поступил в Магнитогорский строительный техникум, добираться до которого приходилось пешком через гору Пугачёва. Летом переправлялись на правый берег на пароме из Средне-уральского посёлка, а зимой – по льду. В выборе профессии не было никакой романтики: «Я умел пользоваться различными инструментами – отец нас всему учил, но сказать, что меня привлекала профессия строителя, не могу. Просто выбора особого не было. Если вы думаете, что я скажу о том, как с детства мечтал об этой профессии, то нет. В строительный техникум поступил вслед за старшим братом. Почему-то мне понравилось, как он там учится. С первой стипендии брат купил себе прекрасную фуфайку индивидуального пошива с воротничком. Ходил в ней всем на зависть и осенью, и зимой, и весной», – вспоминал Анатолий Порфирьевич.
В 1956 году, спустя несколько дней после успешного выпуска из техникума, Анатолий ушёл в армию. Первые месяцы службы проходили в совхозе Брединский. Только после окончания уборочной новобранцев отправили в войска. Анатолий попал в Прикарпатский военный округ. Служил в полку связи. 15 ноября 1957 года окончил школу при в/ч 44081 с общей оценкой «отлично» и присвоением звания младшего сержанта. Именно в армии, будучи помощником командира взвода, Анатолий Порфирьевич приобрёл первый опыт управления коллективом.
Отдав долг Родине, он вернулся в Магнитку и устроился бетонщиком в строительное управление № 6 треста «Магнитострой», но пришлось поработать и землекопом, и плотником, и кровельщиком. «Работа бетонщика в то время была физически тяжела – приходилось махать кувалдой до седьмого пота, чтобы разбивать валуны на части нужного размера», – вспоминал он.
Ударный труд Шкарапута был оценен по достоинству: вскоре он был назначен мастером. В это время строительная отрасль переходит с монолитного железобетона на сборный. Ощутив нехватку знаний, Анатолий поступил на вечернее отделение стройфака Магнитогорского горно-металлургического института, который успешно окончил в 1967 году по специальности «инженер-строитель». «После работы все – домой, а я – на занятия в институт, – вспоминал Анатолий Порфирьевич. – Домой раньше одиннадцати вечера не возвращался. Даже в отпуске штудировал учебник Стрельцова, пересчитывал нагрузки балок. Ровесники – на танцы, а я – за учебники».
Ещё до окончания вуза его назначили главным инженером стройуправления № 6, а через два года – начальником этого управления.
Анатолий Шкарапут всю жизнь оставался верен выбранной в юности профессии: бетонщик, мастер, старший инженер, главный инженер, начальник стройуправления № 6, главный инженер треста «Магнитострой», заместитель начальника Главюжуралстроя Минтяжстроя СССР (Челябинск) (1980–1985), управляющий трестом «Магнитострой» (1985), генеральный директор треста «Магнитострой» (1992).
Его труд отмечен многочисленными наградами и званиями: орден «Знак Почёта» (1974), орден Трудового Красного Знамени (1979), лауреат премии Совета Министров СССР (1984), диплом Почёта Челябинского обкома КПСС (1987), в 1987 году он получил почётное звание «Заслуженный строитель СССР», которое присваивалось Президиумом Верховного Совета РСФСР и являлось одной из форм признания государством и обществом заслуг высокопрофессиональных строителей, 30 июля 1991 года указом президента СССР за вклад в сооружение кислородно-конвертерного цеха ММК и строительство объектов социальной сферы Магнитогорска Анатолию Порфирьевичу Шкарапуту присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», Анатолий Шкарапут – почётный гражданин города Магнитогорска (1999), почётный строитель РФ, член межведомственного совета Госстроя РФ, обладатель личной международной награды «Факел Бирмингема», депутат Законодательного собрания Челябинской области второго и третьего созывов. Он принимал участие в сооружении многих важных и уникальных объектов: Магнитогорского металлургического комбината, рудника Малый Куйбас, аглофабрики № 4, дробильно-сортировочной фабрики № 5, комплекса кислородно-конвертерного цеха, стана «2500» холодной прокатки, цеха покрытий и цеха гнутых профилей, стана «350/500» (Златоуст). Внёс вклад в осуществление программы развития и обновления коксохимического производства на металлургических предприятиях Челябинской области. Также в его огромном списке регалий – звание «Почётный строитель Урала», знак «За заслуги перед Челябинской областью».
Как вспоминал сам заслуженный строитель Шкарапут: «В 1986–1989 годах строили по 170–180 тысяч квадратных метров жилья в год, ежегодно пускали в строй семь-восемь детских садиков и одну-две школы, и это не считая прочих объектов социально-культурного назначения – больниц, учреждений культуры. В тот же период в стране начали осваивать западносибирские нефтяные районы. Именно труженики «Магнитостроя» обустраивали Мамонтовское, а затем и Приобское месторождения. «С нуля» построили город Пыть-Ях в Ханты-Мансийском автономном округе – с жилыми домами, школами, детскими садами, котельной и, конечно, дорогами. Много сделали магнитостроевцы и в Челябинске на объектах военно-промышленного назначения».
Жизнь и трудовой подвиг Анатолия Шкарапута – достойный пример того, чего способен достичь человек, при полной самоотдаче следуя избранному пути. Себя он называл «помешанным на работе человеком». В годы руководства «Магнитостроем» домой приходил в одиннадцать вечера, да ещё и солидную стопку бумаг с собой приносил. Каждый документ надо было изучить и подписать. Тогда же практически разучился спать: прикорнёт на час-два в сутки – и снова на работу. И так до выхода на заслуженный отдых в 2004 году. До конца своей трудовой деятельности Анатолий Шкарапут работал по субботам и воскресеньям. «В какой-то момент почувствовал, что надо уходить – силы уже не те. Я устарел в понимании взаимоотношений, всё же менялось, в том числе и ценности», – признавался он.
Анатолий Шкарапут был настоящим рыцарем без страха и упрёка, на щите которого гордо красовался девиз: «Жить по совести, честно, иметь внутренний стержень».