В 1930–1970-х годах в Магнитогорск нередко приезжали фотохудожники, снискавшие не только всесоюзную, но и мировую известность. Многие из них со временем были признаны классиками отечественного фотоискусства, а их снимки стали свидетельствами огромной силы, повествующими о том, как строилась и развивалась страна. Их нередко упрекали в пафосности, постановочности, излишней героике, но при этом своим умением чётко подмечать детали фотографы рассказывают теперь нам, сегодняшним, правду о том времени.
В первые десятилетия советской власти перед фотографами не стояла задача показать настоящее. Необходимо было показать людям зачатки будущего, подтолкнув к новым трудовым свершениям. Поэтому даже в бытовые сцены советской жизни фотографы добавляли крупицу героизма, а то и не крупицу. Через объективы их фотокамер, как через призму, суровая действительность волшебным образом преображалась – советская реальность выглядела величественной и непобедимой.
Аркадий Шишкин
Фотография молодых строителей, приехавших на Магнитострой, хорошо известна знатокам истории Магнитогорска. Но имя фотографа, сделавшего знаменитый снимок, знают единицы. А между тем Аркадий Васильевич Шишкин – автор фото – принадлежит к числу классиков советской фотографии. Родился он в Вятской глубинке в семье столяра. Сельская жизнь впоследствии станет главной темой его фоторепортажей. Первый трактор в деревне, первые коммуны, хлебные обозы, первый съезд колхозников-ударников – эти незамысловатые сюжеты вызывали живейший интерес у публики, и Шишкин старался показать не просто советскую деревню, а её эволюцию, передать читателям радость труда. Фотоделом он увлёкся ещё в детстве. Учился мастерству у вятских фотографов, а после школы поступил в ученики к известному казанскому фотографу-портретисту Рихтеру. Поднабравшись опыта, отправился в Петроград, где устроился в фотоателье копировальщиком. Первую фотостудию открыл в Екатеринбурге. Снимал всё. Со временем Шишкину удалось поэтизировать даже бытовые зарисовки, что отражалось и в названиях фотографий – изящных, подробных, многословных. Несколько фотоочерков он отправил в Москву и вскоре получил не только хорошие отзывы, но и приглашение на работу в издание «Крестьянская газета». Спустя некоторое время его фотоснимки появились в журналах «Селькор», «Прожектор» и «Советское фото». В конце 1920-х годов Шишкин вплотную занялся темой коллективизации, много ездил по колхозам, станицам, сёлам, аулам. Видимо, во время путешествия по Уралу завернул на самую крупную стройку первой пятилетки, где и сделал тот самый снимок с молодыми строителями.
Всю войну Аркадий Шишкин находился на фронте. Главное место в его вещмешке занимал фотоаппарат. Аркадий фотографировал бойцов своей части, солдатский быт, но большая часть военного архива погибла. После демобилизации Шишкин работал фотокорреспондентом в журнале «Крестьянка». Его работы участвовали в крупнейших международных конкурсах, экспонировались в фотосалонах Милана, Дублина, Гааги, Торонто, Гонконга. Поклонники фотографии отмечали, что снимки Аркадия Шишкина отличаются абсолютной документальностью и позволяют ощутить вкус времени.
Всеволод Тарасевич
Будущий классик советской фотографии родился в Самарканде в 1919 году. В восемнадцать лет переехал в Ленинград и поступил в электротехнический институт. В это же время увлёкся фотографией. Первые работы появились в газетах «Смена» и «Ленинградская правда». В 1939 году Тарасевич добровольцем ушёл на Советско-финскую войну. В 1941-м, как фотокорреспондент ТАСС, был командирован на Ленинградский фронт. Всю войну провёл в осаждённом Ленинграде. Фиксировал самые страшные моменты блокады, в составе тройки истребителей вылетал на передовую. Вернувшись в редакцию, бросался обрабатывать материалы, чтобы они как можно скорее попали в газету. В послевоенные годы Всеволод Тарасевич работал фотографом в газете «Вечерний Ленинград», а после переезда в Москву – в журналах «Советский Союз», «Советская женщина» и «Огонёк». Одним из первых стал снимать на цветную плёнку. В 1961 году был приглашён в агентство печати «Новости» – бывшее Совинформбюро, но не переставал сотрудничать с главными отечественными журналами, в том числе с Soviet Life, распространявшимся в США. К этому времени вкусы читателей заметно изменились, и далеко не все фотографы сумели уловить новые веяния и перестроить мышление. Тарасевичу понадобилось время, чтобы найти новую форму отображения современности. Он стал работать по принципу: фотограф должен предвидеть ситуацию. Мог по несколько часов без перерыва снимать один и тот же сюжет, пока не добивался нужного результата. 1950–1970-е годы стали временем ускоренного научно-технического прогресса и общего подъёма самосознания советского человека – всё это находило отражение в работах знаменитого фотографа. Тарасевич много путешествовал по стране: его можно было увидеть в научных лабораториях и в горячих цехах промышленных предприятий. Он сознательно уходил от строгих канонов советского фоторепортажа. Его снимки изобиловали символами и образами, неожиданными ракурсами и деталями. «В одной точке пересечения должны сходиться как минимум три линии – неповторимость, ситуация и тональность, – тогда кадр будет настоящим», – считал фотограф.
Борис Клипиницер
«Своим» этого фотографа считают в Самарской и Челябинской областях. Первую половину жизни он провёл в Самаре и Оренбурге, в возрасте «слегка за сорок» перебрался на Южный Урал, где сумел добиться известности и признания. Работы Клипиницера получили не только региональное и всесоюзное, но и международное признание, чему способствовали многочисленные фотовыставки.
Родился будущий мэтр южноуральской фотожурналистики в 1928 году в Самаре, в семье поэта и журналиста Михаила Клипиницера. В 1950 году окончил литфак Оренбургского педагогического института. После службы в армии был утверждён фотокорреспондентом ТАСС по Оренбургской области в связи с началом освоения целины. В 1968-м был переведён в Челябинск. С этого времени Клипиницер – участник всех знаковых событий на Южном Урале. Говорят, что снимать спорт так, как это делал Клипиницер, не мог никто. Золотая медаль всемирной выставки «Спорт – посол мира», которой в 1975 году были удостоены работы именитого фотографа, отличное тому подтверждение. Но люди, знавшие фотографа близко, утверждали, что любой сюжет или подмеченный острым глазом кадр превращался в шедевр.
По материалам журналиста и фотографа Клипиницера были созданы фотоальбомы – «Подвиг на целине», «Челябинский металлургический завод», «Магнитка: сталь и люди», издано более тридцати комплектов цветных открыток с видами городов СССР – советская альтернатива нынешним соцсетям. В этот список вошёл и Магнитогорск. На снимках Бориса Клипиницера металлургическая Магнитка выглядит величественной, просторной и динамичной.